Разбирая Терминатора — Часть III. Восстание франшизы

Часть I. Сон, мечта и явь

Часть II. Обещал и вернулся

 

— Что у вас там — серийное производство?

— Конечно.

Купить, нельзя помиловать

К концу девяностых права на «Терминатора» сосредоточились в руках одного человека – продюсера Эндрю Вайны, который выкупил 50% от доли прав у разорившейся к тому времени компании Carolco, а другие 50% — у разведенной к тому времени с Джеймсом Кэмероном Энн Хёрд. Соперничество за столь большой куш, как ни странно, было не слишком жарким – кроме Вайны «Терминатором» интересовался только продюсер Боб Вайнштейн из Miramax. Возможно, стоило с тревогой обратить внимание на подобное отсутствие интереса, но Эндрю уже готов был действовать. Что интересно, до него правами на серию интересовалась французская кампания Canal+. В приобретении ей тогда отказали, но зато теперь есть повод поразмышлять над тем, каким бы стал «Терминатор», снимай его, например, Люк Бессон.

В связке с Вайной работал продюссер Марио Кассар, участвовавший в создании «Терминатора 2». Уладив бюрократические и финансовые проблемы, они инициировали написание сценария и позвали Шварценеггера, который всегда выступал символом франшизы и ее локомотивом. Последнему и без спасения Коннора было нескучно – проявились политические амбиции на губернаторское кресло. Актер решил посоветоваться по поводу роли с Кэмероном и получил ответ: «Не парься и запроси чертову кучу денег». Тот последовал совету и добился гонорара почти в 30 миллионов долларов + 20% от сборов (хотя позднее Шварценеггер сам снизил сумму до 8,5 миллионов ради того, чтобы съемки прошли не в Канаде, а в США, где он баллотировался в губернаторы Калифорнии).

Сам Кэмерон продолжал отнекиваться от триквела, но, в итоге, неожиданно согласился взяться за фильм при выполнении двух условий: права полностью вернут в его хозяйские руки, а в картине сыграет Линда Хэмилтон (Сара Коннор). Ни того, ни другого, впрочем, не произошло, тем более, Линда сама не горела желанием участвовать в этих съемках, указывая на то, что не хочет быть актрисой одной роли, да и сюжет ей не нравится. Шварценеггер едва ли не на коленях умолял Джеймса вернуться к проекту, но и это не возымело результата — Кэмерон к тому времени уже «потопил» Титаник и пронять его было сложно.

Переплавка сюжета и цельнометаллическая любовь

Вакантное место режиссера вызвало к себе внимание у многих постановщиков, в том числе, у Ридли Скотта, Рональда Эммериха и даже Дэвида Финчера. Но, в итоге, режиссерское кресло занял постановщик «U-571» и «Аварии» Джонатан Мостоу. Его предыдущие работы не стали суперхитами, но достаточно благосклонно были восприняты критиками и зрителями, что давало надежду и на успех «Восстания машин». Мостоу также привел с собой обоих сценаристов финчеровской «Игры», и вообще ему не надо было платить так, как Скотту или, например, МакТирнану.

Дело встало за хорошей историей. Некие сценарные наработки существовали еще до прихода Мостоу, а с привлечением новых специалистов вариации сюжета только умножались. На ранних этапах разработки сюжета в нем можно было, по разным данным, найти робота-антагониста, способного существовать в виде энергии; детектива Вуковича из первого фильма; Джона Коннора-программиста; Сару Коннор, командующую собственным боевым отрядом и даже девушку Джона Анну, которая неожиданно оказывалась терминатором-телепатом. За разработкой сценария следил Шварценеггер, который так выразился о написании истории:

Первые две версии, которые я прочитал, были настолько глобальными, что понадобилось бы миллионов триста на их осуществление. Я не думаю, что нам хочется в который раз смотреть, как 747-й «Боинг» рушит небоскребы в Лос-Анджелесе.

Кристанна Локен (TX), Джонатан Мостоу и Арнольд Шварценеггер (T-850).

Сценарий продолжали переписывать и дорабатывать во время съемок, впрочем, удалось снизить расходы с предполагавшихся трехсот до двухсот миллионов долларов (даже после этого акта бережливости «Восстание машин» вошло в историю как фильм с самым большим официально подтвержденным бюджетом для своего времени).

Создатели триквела стремились пригласить на роли уже знакомых нам актеров из прошлых частей, но кроме железного Арни получилось пополнить каст лишь Эрлом Боэном (бессменным полицейским психологом, пытавшимся выбить всю «чепуху» еще из головы Сары Коннор). Линда Хэмилтон отказалась. Эдвард Ферлонг был согласен, но приобрел к тому времени алкогольную и наркотическую зависимостями, а также проблемы с законом – брать его в фильм было небезопасно. На роль Джона взяли Ника Стала (мы тоже не очень понимаем, кто это и откуда), а мать лидера свободного человечества сценаристы просто вывели из игры.

TX концепт 2
Концепт-арт терминатора TX

Особое внимание, как обычно, было сосредоточено на исполнителе роли антагониста. Вновь поле для выбора оказалось довольно широким: от рестлерши Чайны (Chyna) до Фамке Янсен и от Кэрри-Энн Мосс до Вина Дизеля. В итоге, выбор пал на модель Кристанну Локен. Сложно сказать, почему остановились именно на ней, но, главное, что не на Шакиле О’Ниле (был и такой вариант). Какое-то время вокруг проекта витал безумный слух о том, что у Т-850 и TX возможны некие отношения любовного характера (об этом, например, говорил сам Шварценеггер). Но, к счастью, информация не подтвердилась, и подругу жизни обрел лишь Джон Коннор.

На пути к финишу

Проект рождался в муках и, когда наконец дошло дело до производства, можно было только с облегчением вздохнуть. Тем более, режиссер Мостоу смог создать на площадке легкую и, в то же время, рабочую атмосферу, так что о «тирании» Кэмерона и не вспоминали.

Пятидесятипятилетний Шварценеггер, которому вновь, как в молодости, надо было сверкать могучим торсом, в течение полугода ежедневно проводил в тренажерном зале пару часов и набрал отличную форму, соответствующую той, что была в «Судном дне». Локен, в свою очередь, прибавила семь килограмм мышечной массы и прошла обучение израильской крав-маги. Попутно Кристанна посещала уроки мимики и пантомимы, чтобы выглядеть на экране более выразительно, ведь реплик у нее было по сюжету как на детсадовском утреннике.

T-1 концепт-арт.

Спустя два дня съемок работа над фильмом омрачилась неожиданной актерской перестановкой. Софию БушСдохни, Джон Такер!») исполнительницу роли боевой подруги Коннора Кэтрин Брюстер режиссер решил заменить на Клэр ДейнсРомео + Джульетта»). Смену кадров Мостоу мотивировал тем, что манера игры Буш не подходит для фильма, плюс хотелось найти кого-то постарше (между двумя актрисами четыре года разницы). В итоге, уже снятые сцены с Софией пришлось переснимать с Клэр. Сюжетно персонаж Брюстер занял нишу, освободившуюся после «смерти» Сары Коннор.

Съемки тяжело давались главной звезде проекта. Стареющий Шварценеггер получил травмы бедра и плеча, из-за чего возникла опасность внеплановой приостановки его съемок. Однако актер и спортсмен продолжал работать над ролью даже через боль. Как говорится, no pain no gain. Более того, когда Мостоу из экономии решил не снимать экшен-эпизод, в котором TX на строительном кране разносит небольшое здание, Арнольд забастовал и ради хороших кадров предложил снять момент на собственные деньги. Впечатляющую сцену удалось запечатлеть всего за один дубль, используя четырнадцать камер. Удовольствие стоило Шварценеггеру в 1,4 миллиона долларов.

Актер сам участвовал во многих эффектных эпизодах (по словам его координатора, бодибилдер исполнил почти три четверти трюков). Например, все в той же знаменитой сцене погони крана за Джоном культурист действительно висел на крючке. Другое дело, что многие эпизоды дорабатывались и расширялись с использованием компьютерной графики, и кадры с живыми актерами, их каскадерами, манекенами и даже чисто нарисованными героями сменяли друг друга с изрядной скоростью. Создатели фильма, впрочем, могли похвастаться, что в отличие от прошлых фильмов в этот раз были задействованы настоящие роботы, а не их имитация, благо прогресс девятнадцать лет на месте не стоял. Например, T1 был собран в настоящую величину и даже как-то функционировал.

Маэстро спецэффектов Стэн Уинстон в деле

Десять месяцев проходили работы над эпизодом превращения TX из жениха Кэтрин Брюстер в свою обычную женскую форму. В фильме Кэтрин встречает возлюбленного на кладбище, тот идет на встречу и постепенно превращается в суровую нордическую Кристанну. Чтобы снять эту сцену пришлось водрузить камеру на специальную платформу, способную снимать множество дублей перемещения антагониста, при этом, не сбиваясь ни на дюйм с прежнего положения. Сначала снимали проход Локен на фоне синего экрана; затем там же проход исполнителя роли жениха, который вынужден был в точности исполнять движения коллеги, да и еще на туфлях-платформах, так как был заметно ниже ее ростом. Большая часть времени ушла на то, чтобы эти два прохода были совмещены в один «гибридный».

Хлопотным оказался и эпизод появления TX. Дело происходило в Лос-Анджелесе, а точнее в Беверли-Хиллз, традиция же требовала, чтобы терминатрикс появлялась без одежды. Эпизод снимали ночью и лишь после получения отдельного разрешения на остановку уличного движения. Причем самого разрешения пришлось ждать три месяца.

После ста дней съемок и нескольких лет предварявших их мытарств фильм наконец вышел в американский прокат 2 июля 2003 года.

Судьба-злодейка, за что караешь?

«Терминатор 2: Судный день» оканчивался на том, что герои не только уничтожают лабораторию по созданию искусственного интеллекта Скайнет, но и отправляют в переплавку все «дары» будущего, таким образом, разрывая связь с ядерным Концом света. Кэмерон хотел остановиться на этой точке и даже снял совсем уж оптимистический финал, который можно найти в расширенном специальном издании фильма.

Концепция триквела неожиданно перечеркивала вторую часть серии с ее финальной верой в человечество и светлое будущее. Помните про то, что «Нет судьбы кроме той, что мы творим»? Забудьте. В начале нового фильма бомжующий юнец Джон Коннор грустно заявляет о том, что «хотел бы он верить» в подобные вещи; но только вот получается это у него теперь слабо, ведь сценаристы вернули в сюжет Судный день, нисколько не исчезнувший из повестки времен и лишь только отсроченный. Не сказать, чтобы серия фильмов о «Терминаторе» и до этого избегала проблем с логикой, однако новая метаморфоза выглядела совсем уж скверным развитием сюжета. Так судьба есть или нет? И, если во вселенной Терминатора такая безнадега, то зачем так пыжиться и пытаться остановить войну машин? Лезь в бункер, Джон, и выходи из него уже начинающим лидером человечества – тебе же на роду написано.

Terminate this!

Как известно, идея «Терминатора» родилась из кошмарного сна режиссера Джеймса Кэмерона. И, к сожалению, к третьей части серия фильмов про войну с машинами сама стала напоминать цветастое, но нездоровое, затянувшееся сновидение. Уже дважды повторявшаяся сюжетно-ролевая модель «Терминатор-жертва-защитник» к третьему разу исчерпала себя. Та же миссия, тот же стальной великан, те же неумолимые ракеты, вгрызающиеся в старушку-Землю.

Технофобия и боязнь завтрашнего дня были уже далеко не новыми темами во времена первой схватки с красноглазым роботом. Триквел же наглядно показал, как самые серьезные и мрачные идеи со временем могут ниспасть до уровня потребительской попсы. Искать или исследовать «второе дно» в «Восстании машин» (как мы делали это в предыдущих лентах серии) – пустое и малоинтересное занятие. Третья часть, в основном эксплуатирует уже знакомые темы, и главное новшество тут – обращение к предопределенности, упрямому фатуму, из-за чего Саре Коннор остается лишь плакать горькими слезами. Что действительно может вызывать интерес, так это рефлексирующий Джон, который начинает сомневаться в своих силах (согласитесь, и впрямь сложно увидеть в этом бродяге с щенячьим взглядом нового Цезаря или очередного Вашингтона).

Клэр Дэйнс и Ник Стал на съемках

Глубина и серьезность предыдущих фильмов не вместилась в яркую, но мелкую посудину, которой черпал Джонатан Мостоу – многое расплескалось. Если бы не мрачность и не особо «заслуженный» R-рейтинг, триквел мог бы окончательно встать в один ряд с попкорновыми летними блокбастерами. Глубины сюжета плавно перешли в ранее малоисследованные глубины юмора (в каком бы еще «Терминаторе» сценаристы допустили бы хватать Шварценеггера за… кхм… репродуктивные места?). А дорогостоящий экшен с обилием компьютерной графики положил хилый сюжет на лопатки еще в первом раунде.

Впрочем, и здесь оказалась засада: в 1991 году жидкокристаллический Роберт Патрик выглядел, если и не достаточно реалистично, то хотя бы круто, а в 2003 году болтающийся на строительном кране Шварценеггер (там, где он мультяшный, конечно) похож на тряпичное елочное украшение. Цифровые эффекты в «Восстании» частенько выдавали себя слишком заметной рисованностью. При этом, справедливости ради, в триквеле хватало и качественного, действительно впечатляющего экшена – посмотреть там есть на что.

В конечном итоге хочется сказать, что «Восстание машин» выглядело бы заметно лучше, не будь перед ним предыдущих двух фильмов (и это вполне обычная беда для триквелов). Можно при желании пережить вторичность и огульность какой-нибудь очередной летней ленты; но когда поднимают руку на, фактически, классику, да и еще начинают извращать знакомую с детства/юности историю – это уже серьезное злодеяние.

10

Продолжение следует

Вопреки большим надеждам и мощной рекламной кампании лента собрала меньше ожидаемого. Это был не провал, но и большим успехом сборы в 433 миллиона нельзя было назвать по причине того, что в самих Штатах фильм даже не окупил свой громадный бюджет («Терминатор 2», для сравнения, получил на родине в два раза больше, а всего заработал порядка 520 миллионов долларов).  Критики оценили картину, в целом, благосклонно, а вот зрители разделились, да так, что одни приравнивали фильм к классической дилогии, а другие, напротив, готовы были жечь рекламные плакаты и ломать DVD-диски на части.

В одном из интервью Джонатан Мостоу сказал, что как бы зрители ни относились к этой ленте до просмотра («наверное, опять все изгадили продолжениями»/«сняли крутую часть любимой серии»), они все равно пойдут в кино и ознакомятся с фильмом лично. Сборы триквела доказали, что не все посещают кинотеатры лишь по старой памяти и у фанатской любви тоже есть если и не срок давности, то какие-то разумные рамки. Многие были согласны с тем, что можно и нужно было продолжить «Терминатора» более качественной лентой.

У компании Вайны и Кассара, между тем, уже были идеи для четвертого фильма еще до окончания съемок третьего. Новый фильм, по логике, мог исправить ошибки предшественника и показать всем, что франшиза не стареет – есть еще пули в обоймах и терминаторы в ангарах. Скайнет, вон, трижды проводила, по сути, одну и ту же военную операцию с перемещением в прошлое – почему же киноделам нельзя вновь попытаться войти в излюбленное ими русло?


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!