Alien: Isolation — You Died

Понятия не имею, почему так сложилось, но, оглядываясь на историю франчайза «Чужой» в игровой индустрии, складывается такое ощущение, словно шедевра 1979 года от Ридли Скотта никогда и не выходило в свет. Практически все существующие на данный момент игры, шедевральные, хорошие и даже плохие от всей души налегают на то, что некогда вписал в канон исключительно Джеймс Кэмерон. Ну, знаете, пачки безликих ксеноморфов, пачки таких же безликих колониальных морских пехотинцев, и где-то посередине этого бардака главный герой. Да чего уж там, лучшая игра франчайза, Alien vs. Predator 2, была в первую очередь экшеном, а уже потом всем остальным. Однако столь удручающая ситуация после выхода Alien: Isolation, кусочек которой мне удалось распробовать ещё летом, ожидаемо изменилась очень и очень круто.

Isolation — дебютный сольный проект по лицензии от «студии Total War» Creative Assembly. И, честно сказать, британцы на поле достойных ужастиков неожиданно, наверное, даже для самих себя, обставили многих мэтров. С первого выстрела! Так уж повелось ещё со времён первого “Чужого”, что качественные космические хорроры отлично получаются в тихой, заштатной Британии. Даже Пратчетт с Гейманом отмечали, что ничто так не способствует духу старого-доброго британского чернокнижия, как запах варёной капусты. Вот и в случае с Isolation едва ли не самый страшный и сложный хоррор последних лет пяти был сделан в солнечном и дико унылом Суссексе. Игра получилась насквозь «европейской». Она вычурно стильная, местами безумно старомодная, местами дико хардкорная, немного неряшливая, но содержит в себе массу интересных идей и находок, которые индустрия будет использовать годами.

2014-10-02_00056

Сценарий Alien: Isolation, написанный, между прочим, Дэном Абнеттом (маститый британский сценарист, известный каждому фанату Warhammer или Marvel), отбегает на 15 лет от фильма Ридли Скотта и рассказывает о приключениях дочери Эллен Рипли, Аманде. Бедовая девочка в поисках матери угодила на станцию «Севастополь», которая полна обезумевших андроидов, далёких от дружелюбия людей и опасно расшатанных инженерных конструкций. В качестве бонуса на борту находится смертельно опасный и очень голодный ксеноморф, так что скучать или рассуждать о судьбах мира будет некогда. «Обычные люди» будущего в ужасающе необычной ситуации.

Вообще, можно лишь похвалить Абнетта и компанию за то, как вырезанная некогда из «Чужих» сцена разрослась во вполне захватывающий ужастик, который расширяет вселенную франшизы в разы умнее и тоньше, чем третий и четвертый фильмы. Спойлерить тут особо нечего, но приготовьтесь к хорошему и качественно поставленному триллеру без логических дыр и с качественно выписанными героями. Да, «Прометей», это пинок в том числе в твою сторону.

Не самый, скажем прямо, оригинальный на свете сценарий про выживание на новые высоты выводят эстетика и игровой процесс. Каждый закоулок «Севастополя», от тесных камбузов до просторных машинных отделений, выписан в стиле low-tech-fi. То тут, то там раскиданы кассетные магнитофоны, мигающие мириадами лампочек панели ЭВМ и «портативные телевизоры»… В мире первого «Чужого» ещё не изобрели жидкокристаллические экраны: балом правят высокопрофильные клавиатуры, тотальное курение и стильный высокотехнологичный декаданс в стиле Гигера и Мёбиуса. Вся эта красота большую часть времени погружена в отдающий «Бегущим по Лезвию» полумрак и накрыта вуалью безупречного саунд-дизайна. В этот мир веришь без остатка, потому страх прокрадывается к тебе уже с самых первых минут.

2014-10-02_00051

Однако по-настоящему страшно и неуютно в Isolation в основном за счёт игрового процесса. Честно говоря, в последний раз настолько неуютный и, порой, жестокий геймплей я видел разве что в Demon Souls. Все 14 часов (игра весьма длинная, так что по окончанию можно будет открывать строительную фирму) вам придётся прятаться, трястись в шкафчиках и вообще вести себя максимально не по-геройски. Всё ради выживания. И в мире Alien: Isolation выживает хитрейший. Игра вообще вдыхает в понятие survival-horror позабытые значения. Патронов всегда мало, ресурсов для крафтинга ещё меньше, а жить-то хочется!

За счёт очень сильных технической и звуковой части можно безошибочно позиционировать врагов-андроидов или людей. Хотя прятки от обеда главного героя игры на самом деле почти не интересны. Да, я не оговорился. Ксеноморф — вот настоящий главный герой, вокруг которого, под стать триллеру Ридли Скотта, вертится всё происходящее. Он умён, не связан путами заскриптованности и полностью, абсолютно непредсказуем. Его нельзя убить или прогнать окончательно, а с Рипли-непоседой он быстро расправляется одним страшным ударом. Именно благодаря высокой динамичности стелс-эпизодов, кошек-мышек с детищем больной фантазии Ганса Рудольфа Гигера, а также безупречной атмосфере в Isolation реально страшно и некомфортно. На «Севастополе» страшно умереть и боязно пробовать что-то необдуманное. Структурно процесс вообще напоминает уже упоминавшийся выше Demon Souls. Никаких автоматических сохранений, чекпоинты под стать “очагам” надо запоминать вручную, и промежутки между ними часто бывают жестоки. Сам же стелс сделан таким образом, что думать надо собственной головой, опираясь на писк детектора движений, а не скриптами и сюжетными маркерами. В этом плане Isolation ничуть не меньшая стелс-песочница, чем активно рекламируемый на всех углах MGS V. Кинуть отвлекалку и рвануть до шкафа по коридору? Но ведь Чужой уже буквально дышит в спину… А, может, ослепить его гранатой? Но вдруг он поймёт, откуда она была брошена… Чёрт, ну в общем, я сейчас выпол… АААААААААААА! БЛИН!

2014-10-02_00058

Честное слово, именно благодаря высокой сложности, полному напряжению и самоотдаче, а также идеально выверенному музыкальному и звуковому оформлению, Alien: Isolation заставлял меня порой натурально вскрикивать от странной смеси горечи обиды, реального ужаса и полной неожиданности. Это та редкая игра, где страх беспощадной смерти пугает гораздо сильнее отваливающихся в темноте фальшпанелей. В общем, Isolation — это вовсе не дешёвый скример на вечерок, а полноценный билет в идеальный космический ужастик из конца 70-х, который на середине второй десятилетки нулевых работает всё так же беспощадно и эффективно.

Ведь в космосе никто не услышит твой крик.

90


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!