Объективация Саркисян: От блогера к жертве и дальше

Давайте я для начала представлю «объект» нашей беседы. Анита Саркисян (или, как у них там произносят «СаркИиизиан»), тридцать, или около того, лет, блогер-феминистка из Торонто, Канада. Приехала учиться в США, закончила сначала бакалавриат в сфере медиа и коммуникаций, затем  магистратуру в области обществознания. Тема диплома (это важно) — I’ll Make a Man Out of You: Strong Women in Science Fiction and Fantasy Television. (Будь мужиком: Образ сильной женщины в  научной фантастике и фэнтези на телевидении». На самом деле это цитата из «Мулан»). Считает себя канадо-американкой.

Вот уже несколько лет она ведёт аккаунт в Твиттере, YouTube канал и сайт Feminist Frequency. В своих роликах (которые нарезаны, к слову, на высоком уровне, возможно, с применением наёмного мужского труда) она пытается донести до мира идею, что среди разработчиков сплошной патриархат, аудитория игр тоже мужчины, а всё это в комплексе приводит к сексуальной объективации женщин. Если вкратце, то наличие персонажей-путан, больших декольте и убийство женских персонажей вроде как сильно ударяет по и без того слабой женщине во всём мире. Подобные темы она поднимает и в контексте кино, поп-культуре в целом, но дело до неё есть всё как-то только игровой прессе всех мастей, причём уже продолжительное время.


(Ролик с русскими субтитрами, нужно только включить их)

В 2012 году Анита запустила кампанию на Kickstarter, в которой собирала $6000 на серию передач Tropes vs. Women. Собрала за сутки ещё и 150 тысяч сверху. Раздутый феминистками бюджет позволил сильно улучшить качество контента и одарить угнетённых женщин всякими ништяками вроде значков и постеров. Понятное дело, что кому-то обобщение про «мужланские игры» и «хватит уже показывать женскую грудь в экран» не пришлись по вкусу. Ещё тогда сайт Аниты начали DDoS-ить, менять информацию в Википедии на смешную и всякое такое. Тогда же и пошла первая шумиха в профильных СМИ, что, мол, страдает Анита за правду и вообще жертва «cyber mob harassment» (групповое домогательство в сети). Корявый перевод отражает всю суть стартового идиотизма.


(Мерзкое видео. Великий Нил Дракман награждает Аниту за то, что делает индустрию лучше)
АНИТАА2

Выпуски программы продолжали выходить, видео «флагали» (помечали как недопустимое или нарушающее лицензионное соглашение сервиса) на YouTube, восстанавливали, разбирали бюджет на примере других блогеров, однако Анита продолжала рапортовать об успехах, ретвитить как положительное отзывы, так и угрозы. В августе 2014 ситуация изменилась. «Поступило ряд страшных угроз в мой адрес и адрес моей семьи. Не могу оставаться дома». Шуму это подняло столько, что делом даже занялась ФБР, правда без особых успехов. Интересно, почему? Но об этом позже. И тут грянул #GamerGate.

«Геймергейт» не связан с публикацией обнажённых фотографий разработчиков или скандальных фактов об игроках или игровых журналистах, всё куда прозаичнее и смешнее. Началось всё с инди-разработчика Зоэ Квинн (Zoe Quinn), автора Depression Quest. Она пару раз пыталась вывести проект в Steam, но всё никак не выходило (вышло по иронии судьбы в самый разгар геймергейта, как раз в августе 2014). Тогда же Зоуи стали звонить, писать и вообще всячески контактировать с домогательствами и всяким таким нездоровым. Позднее всплыли подробности, что она состояла в очень тесном контакте с журналистом Kotaku, не факт, что всё это правда, но Gamergate состоялся. Вы спросите «Что же такое GamerGate, чёрт возьми?» А вот это всё, про границы отношений разработчик-журналист-игрок.

Что же сделала Анита в рамках Gamergate?

1) Связала Gamergate с собой.

Это действие отлично описывается английским глаголом hijack, украла, переманила, перевела всё внимание участников GamerGate на себя. Про Зоэ уже никто не говорит, всё внимание СМИ, блогов и простых твитерян к ней. Хэштег приводил на неё посты и все писали только о ней. И продолжают писать в момент прочтения этих строк.

В начале октября Саркисян прилетела в Логан, штат Юта, чтобы провести лекцию про своё любимое, про харрасмент, диффамацию, насилие и прочие нехорошие вещи, правда с куда более широким охватом тем, не ограничиваясь одними лишь играми. По прилёту ей стало известно, что ей угрожают всеми мыслимыми способами, в том числе, вы не поверите, в Твиттере! На свой запрос об установке рамок металлодетекторов в Университете Юты, куда она собиралась, ей ответили отказом.

Что тогда началось: «угрозы поступали, а меня не предупредили», «я этого так не оставлю, во всех школах Юты будут стоять рамки» и моё любимое «я не поеду ни в одно учебное заведение, пока не выполнят все мои требования по безопасности». По иронии судьбы все требования эти не касаются охраны, которая, судя по её соцсетям, требуется уже давно, начиная с 2013 года. Может, поступить так и следовало, но это точно не входит в её план. Как тогда изображать жертву, находясь под охраной?

2) Сделала из себя жертву.

Степень бреда и ада у Аниты повышался практически с каждым месяцем после Kickstarter-кампании. Не нужно быть экспертом в женской психологии, чтобы понимать, что Анита, как женщина, старается чисто по-женски привлечь внимание к проблеме, о которой задумываются в 99% случаев одни только женщины. А коли женщины поддерживают, мужчины ненавидят, почему бы не пойти дальше. Сначала были угрозы ей, потом семье, а потом из-за якобы «угроз в расправе» она отменяет один из своих семинаров.

В связи с отменой выступления в Юте в ход пошла риторика никак не феминистки, а ни много ни мало правозащитницы. «Люди должны заявить и знать о домогательствах, которые угрожают женщинам!» Может, и должны, да, но если ты играешь в серьёзную активистку, тогда почему ты отменяешь своё выступление в последний момент? Безопасность, хорошо. Найми охрану, попроси выделить тебе её, делай что-нибудь, если тебя это так волнует. К тому же речь идёт о штате Юта, тут можно свободно носить оружие среди бела дня и повсеместно, рамки бы не спасли при сильном желании ненавистников навредить по-настоящему.

Что такое #GamerGate? Это когда трио разработчик-журналист-игрок перешло черту.

Закономерно выглядит и реакция сил правопорядка, которая отказалась устанавливать рамки. Сама же Анита потом уточняла, что дело было как раз больше в пресловутых рамках и отказе властей обеспечивать безопасность, чем в озвученных ей угрозах. Тогда зачем писать через твит МНЕ УГРОЖАЮТ, а завершать день словами Я В БЕЗОПАСНОСТИ? И почему раньше это не мешало выступать на публику, а теперь вдруг понадобились рамки? Вопросы, на которые есть один ответ — GamerGate. Не для того феминистки до тебя страдали, терпели унижения и домогательства со стороны патриархального общества, чтобы из-за каких-то рамок отменялись важные собрания.

3) Обернула GamerGate против самих же геймеров.

Риторика Аниты изменилась за последние дни. Если до этого тот же хэштег #gamergate в соцсетях звучал у неё всё чаще и чаще, то теперь его место занимается #StopGamerGate2014. И дело отнюдь не в том, что она одумалась и хочет, чтобы все успокоились. Суть такова: остановите геймергейт, потому что он сам по себе порочит женщину и олицетворяет надругательство над ней в играх.

Вместе с этим очередная порция ужасных угроз, постов о своём эмоционально-гормональном фоне и ссылки на свои старые видео, мол, посмотрите, тут я всё объяснила, почему мужик разжигает «геймергейт» и принижает Нас, женщин.

16 октября случилось страшное — скандал с угрозами Аните Саркисян появился на первой полосе не Polygon, не Игромании и даже не «Вестника Юты», а в The New York Times и в ряде других уважаемых изданий. Знак это довольно тревожный, потому что только в очередной раз убедит нашу героиню в собственной мощи и непобедимости. То ли ещё будет.
*      *      *

Конечная цель Аниты понятна, она хочет быть правозащитницей с большой буквы «П», выйдя за рамки игровой индустрии. И долгое время у неё эти попытки проваливались. Теперь же, когда скандал затмевает даже скорый релиз Call of Duty или презентацию новых iPad’ов всё может измениться.

Написав всё это я, мы, вы неосторожно становимся участниками геймергейта, частью которого я лично быть не хочу, но что поделать.

Впервые за весь этот текст соглашусь с Анитой, #StopGamerGate2014, и вот почему. Если на Западе и дальше будут закапываться в эту гору дерьма, вымывая оттуда Аниту Саркисян, превращая её в новую икону феминизма в цифровой век, то тогда в индустрии, а может даже и в нескольких, и впрямь могут случиться перемены. Вдруг кому-то взбредёт, например, новые рейтинги ввести, с печатью «Одобрено феминистками»? Они там могут, можете не сомневаться.

https://twitter.com/femfreq/status/522218963778809856


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!