«Когда я проходила по улицам Севастополя, меня часто останавливали ребятишки и спрашивали: «Сколько вчера убила?» Я обстоятельно докладывала им. Однажды мне пришлось честно сказать, что я уже несколько дней не стреляла по врагам. «Плохо», — в один голос сказали ребятишки. А один, самый маленький, сурово добавил: «Очень плохо. Фашистов надо убивать каждый день».
Когда говорят о воине, в одиночку разящем десятки врагов, вспоминают чаще всего какого-нибудь перекаченного громилу, способного чуть ли не бронемашины вскрывать голыми руками. Однако не так страшен враг, которого ты видишь. Опаснее и эффективнее «невидимый» противник, который может нанести точный смертельный удар там, где его не ждешь, а затем быстро переместиться на другую позицию. Развитие стрелкового оружия привело к возникновению таких незаменимых на современной войне солдат, как снайперы, способных исполнять эти функции. И хотя большинство известных снайперов — мужчины (Василий Зайцев, Симо Хяйхя, Роб Ферлонг и другие), не стоит забывать, что война открывает темные таланты и у довольно безобидных на вид существ.
Людмила Михайловна Павличенко, отличившаяся в боях за Одессу и Севастополь, — наиболее результативная женщина-снайпер в истории. На ее счету только зафиксированных 309 убийств, а это, согласитесь, уже целый батальон. Людмила прямо из университета добровольцем пошла на фронт и смогла проявить себя не только в качестве отличного снайпера, но и как командир. В итоге, ее решили отправить с советской молодежной делегацией в Америку, где девушка продвигала идею создания Второго фронта, а также подружилась с первой леди США Элеонорой Рузвельт.
Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?
Спустя много лет история девушки-снайпера наконец дошла до киноэкранов. Туда ее провел режиссер Сергей Мокрицкий (более известный своими операторскими работами) и его жена Наталья, которая приложила руку к таким удачным фильмам последнего времени, как «Класс коррекции» и «Кино про Алексеева». Идейным вдохновителем картины был тогдашний глава Госкино Украины, и сам проект разрабатывался совместными усилиями российской и украинской сторон.
Фильм у Мокрицкого и Ко получился довольно простой, но, несмотря на некоторые недочеты, видно, что делали с душой. Из плеяды других современных военных картин «Битву за Севастополь» выделяет, в первую очередь, тематика женщины на войне, в которой российскому кино еще есть что сказать, лишь бы оно говорило внятно и не заикалось. И, если недавний «Батальонъ» являлся скорее коллективным портретом, то этот фильм концентрирует историю вокруг одной сильной и интересной личности.
Стоит сказать, что в названии «Битва за Севастополь» есть некоторое лукавство. Сам город ощущается плохо (хоть бы визуально его толком показали, а не только окопы-лазареты), масштаб и значимость событий для войны также оценить сложно. Понятно, что фильм про отдельно взятую боевую единицу и привязан к конкретной биографии, но тогда к чему громкое название? Битва здесь — лишь фон для событий вокруг главной героини.
В отличие от многих других героинь подобных лент, Людмиле не приходится сильно страдать в учебке от очередного сержанта Хартмана или усиленно адаптироваться к творящемуся вокруг аду. Стойкая и целеустремленная, она приходит на войну уже довольно квалифицированным охотником на немецкие каски, и движение ее характера в фильме направлено в сторону как раз слома боевого настроя. И потому больше боишься не за жизнь героини или ее успехи на фронте (фильм-то сразу говорит, что будет хэппи-энд и 309 черточек в документации), а за психику лишь кажущейся сильной девушки, за то, какой она выйдет из разыгравшейся вокруг мировой катастрофы.
«Битва за Севастополь» — это картина про то, что войне наплевать на то, слабый ты или сильный, мужчина или женщина, любишь или нет. Война врывается в любую жизнь, и определяющим тогда становиться лишь выбор, ради чего жить, а в особо тяжелых случаях — и как лучше умереть. Герои ленты по-разному могут ответить на задаваемые судьбой вопросы, но лейтмотив «Битвы» — это то, что жить надо ради любимого человека, ведь с ним не только рай в шалаше, но и в окопе довольно неплохо.
«18 часов пролежать на одном месте довольно трудное занятие, причём шевелиться нельзя, а поэтому бывают просто критические моменты. Терпение здесь нужно адское. Во время засады брали с собой сухой паёк, воду, иногда ситро, иногда шоколад, а вообще снайперам шоколад не положен».
К сожалению, любовная линия фильма (а ей уделена приличная часть сценария) – одно из ее наиболее слабых мест. Так или иначе, у героини за относительно небольшое время были чувства к двум персонажам. И адекватно показать рождение и развитие этих отношений у «Битвы» не вышло: проносящиеся перед глазами любовные линии мало того, что до анекдотичности похожи, так еще и мужские персонажи прописаны слабо, а потому эмоциональной привязанности к ним возникнуть трудно. Удивляет и сама Людмила: в начале фильма она представлена этакой суровой валькирией, которой нет дела до мужчин, а потом вдруг героиня резко изменяет себе и бросается «во все тяжкие». Так как фильм сам фокусируется на теме отношений, да и любовь в нем ключ к поднимаемым вопросам, подобные недочеты заметно смазывают впечатление от просмотра. В каком-нибудь другом кинопродукте это было бы менее заметно, но не здесь.
Нам удалось поговорить с историческим консультантом картины и председателем комиссии Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Бегуновой Аллой Игоревной. Специалист сказала, что фильм ей в целом понравился, но в представленной биографии хватает сценарных выдумок, пусть и «ничто не покоробило». В реальности, например, Людмилу мало интересовали на фронте любовные дела — со своим мужем Алексеем Киценко она познакомилась еще до войны. Линия же с врачом Чупаком является полностью выдуманной.
При определенных несуразностях сценария картина, тем не менее, увлекает: следить за происходящим на экране в целом интересно, а некоторые эпизоды так и вообще вышли на ура. Что очень важно, отлично сыграла исполнительница главной роли Юлия Пересильд, вжившаяся в образ легендарной Люды, да и другие актеры не подвели. Для своего бюджета в 5 миллионов долларов (а по словам самого Мокрицкого, всего в 4 миллиона) экшен и спецэффекты очень недурны – сравните, например, местные самолеты с теми, которые были в «Предстоянии» Михалкова. Боевика, впрочем, здесь не так много – фильм-то ведь снимали не только военный, но еще и про любовь. Отдельное спасибо также хочется сказать за то, что в «Битве» нет приторного патриотизма или острого феминизма наподобие того, что был в «Батальоне».
Конечно, «Битва за Севастополь» не шедевр. Однако это годное кино и, понимая, какой бюджет был на руках у создателей, можно только похвалить их за итоговый результат. Фильм словно ступенька между «Сталинградом» и «Брестской крепостью», на которой кинематографистам очень неплохо было бы удержаться перед новыми амбициозными шагами.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!