Большой — Тело для балета

Ежедневно покорять большую столицу из провинции приезжают сотни людей. Одни, столкнувшись с тяготами местной жизни и особым ритмом, не выдерживают и возвращаются обратно. Другие, добившись первых успехов, спотыкаются после и вливаются в серые ряды масс, постоянно балансирующих на грани выживания. Но и есть те, кто приходит всерьез и надолго. Те, кто в своей стезе называются «легендами». Одной из таких потенциальных звезд, причем не абы где, а в большом балете, должна была стать Юлия Ольшанская. Вот только по пути наверх, особенно в искусстве, надо бояться не только не проявить себя, но и с определённым подозрением относится к людям, что тебя окружают.

К теме балета за все время существования кинематографа осуществляли подход многие великие мастера: от Чарли Чаплин до Ингмара Бергмана и Даррена Аронофски. Чаще всего, правда, его использовали лишь как один из элементов истории, которая должна была рассказать не об этом виде искусства, а о том, какие люди с непростой судьбой им занимаются и каких усилий иногда стоит хотя бы просто дойди до театральных подмостков, не говоря уже о самой сцене. Отечественный фильм «Большой» не делает с доставшимся ему художественным средством ничего сверхъестественного, но в руках Тодоровского каждая деталь превращает события картины в настоящую российскую «Одержимость». Причем не единожды, а стабильно по нескольку раз в течение 2-х часов.

Говорить, что это классическая история «золушки», вряд ли получится, уж больно своеобразным способом автор «Стиляг» и «Оттепели» выстраивает повествование, предпочитая не прямую историю пути к успеху, а кино, пропущенное через мясорубку флешбеков. Уверен, что кто-нибудь найдет в этом повод пожурить фильм, но ключевой момент здесь заключается в том, что каждая сцена и ситуация, происходящая с героями, заставляет переживать за них, несмотря на то, что тебе уже достаточно хорошо известна их дальнейшая судьба. Если это не то самое мастерство режиссера, которое, как известно, не пропьешь, и не та самая магия кино, то непонятно, что называть этим эпитетом.

Самое смешное, что большинство героев, воплощающих на экране свои образы, если и кончали какие-то «семинарии» то  лишь те, где учили тому самому магическому танцу, но никак не актерскому делу. И тому, что вытворяют персонажи на экране, не научишься за пару месяцев, пусть твоим педагогом будут хоть три местных Алисы Фрейндлих.

Разумеется, название картины «Большой» для данного произведения имеет скорее метафорическое, а не прямое значение. В мире танца оно является предметом культа и признаком того, что твоя карьера удалась, даже если ты стоишь в кордебалете или являешься 4-м балеруном из второй связки. Чего уж говорить о приме. Но если искусство требует жертв, то обычная жизнь иногда просит еще больше. И понять, что для тебя важнее, значит найти свое предназначение в жизни, и стать лучше не просто как балерина, но и как человек вообще.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!