Бойлерная #4: Пляж

Мы продолжаем разговор о творчестве Дэнни Бойла, приуроченный к продолжению его культового фильма «На игле». И сегодня у нас ещё одна культовая, по вполне понятным причинам, картина – «Пляж», который, на самом деле, в некоторые моменты кажется едва ли не худшим фильмом режиссера.

998_12_screenshot

Молодой американец Ричард приезжает в Таиланд, чтобы убежать от опостылевшей капиталистической реальности в мир экзотики и азиатской размеренности. В загаженном номере тайского отеля он встречает странного человека, который даёт ему карту с местонахождением некоего «рая», находящегося неподалеку. Поделившись находкой с двумя французами, Ричард в компании отправляется вплавь к острову – и находит свой рай: прекрасные, нетронутые, как кажется, рукой человека девственные джунгли, золотистый пляж у моря, главное – огромное поле конопли! Вухуху! Присоединившись к местной коммуне, организованной из «попавших в рай» молодых людей под руководством мудрой взрослой женщины Сэл, друзья оказываются в утопии, которая, правда, быстро приобретает приставку «анти», когда обнаруживается, что остров контролируется вооруженной до зубов тайской мафией.

wallpaper2743_768

Мрачные сказки о том, как замучившийся от унылой и однообразной жизни типичный представитель определённой нации отправляется «искать счастье», но возвращается к самому себе – излюбленная тема всех времён и народов. Одной из отправных точек в этой теме принято считать «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, который запер на необитаемом острове группу мальчишек и заставил тех сперва радоваться подаренной свободе, а затем понять, что вообще-то свобода бывает самоубийственной. Джек Керуак тоже с удовольствием рефлексировал, и он уже ближе к герою Леонардо ДиКаприо в «Пляже»: «жизнь задрала, мочи нет, пойду-ка я поищу чего-нибудь эдакого, чтобы спастись», вот только Керуак нашёл выход из ситуации через буддизм, а Ричард вернулся к тому, от чего ушёл главный битник всея Америки – к наркотикам. И вот тут начинается морализаторство.

c9kmigdmjgw0tuc0kjslkdff5ot

Мне одному кажется, что герой Роберта Карлайла, давший карту с местонахождением «рая» главному герою – это эдакий Бэгби из «На игле», который таки поднялся со дна, но обнаружил, что достиг второго уровня падения в геенну огненную, и таким образом передал эстафету молодому американцу, мол «прости, я устал, твоя очередь»? Ну что ж, Ричард нашёл свой рай, и в его выборе прослеживается всё то, что Дэнни Бойл с таким удовольствием осуждает и высмеивает: уход от реальности к наркотикам, стремление неопытных людей создать своё общество (заведомо обречённое на провал предприятие), покровительство «общей матери» в лице персонажа Тильды Суинтон. Даже мифологическое, почти эзоповское совокупление с родительницей, пусть и заново приобретённой, присутствует как некий обряд посвящения и перерождения.

screenshot_1

Правда, перерождения в ничто: Бойл довольно обыденными, не слишком оригинальными способами рассказывает, что критерии Томаса Мора уже давно устарели, что недаром Оруэлл, Замятин и ещё целая плеяда писателей растоптали понятие «утопии» как нечто, вызывающее одни лишь сомнения. Но вот проблема: не окажись на острове проклятой мафии с автоматами Калашникова, коммуна отгородившихся от острова хипповатых Робинзонов Крузо вполне могла бы существовать. Бойл, следуя книге-бестселлеру Алекса Гарленда, положенной в основу фильма, создаёт искусственные ограничения для группы одичавших беглецов из нашего мира. Таким образом идеи утопии развеиваются не как нечто в принципе неестественное, а просто потому, что на острове есть угрюмые мужики с автоматами.

big_1203_8

Так что культовость фильма объясняется скорее лишь тем фактом, что «о боже, тут есть поле конопли, где вы ещё такое увидите!». Особенно если учесть, что фильм вышел вскоре после «На игле» и является его духовным преемником, только уже про американцев. Если тот же разочаровавшийся в невозможности постичь «дзен» Керуак побудил задуматься над мимолётностью жизни целые поколения, то «Пляж» предлагает просто забавную формулу про «наркоманский рай», высмеивание «американской мечты» в довольно банальном ключе и устаревшие критерии оценки действительности.

5df28510151918110de4c521fd8

К слову, «Пляж» стал одной из крупнейших неудач в актёрской карьере тогда ещё совсем молодого, но уже очень талантливого Леонардо ДиКаприо. Незадолго до этого он уже «огрёб» за фильм «Человек в железной маске», где сыграл братьев-близнецов, заполучив первую и единственную в карьере «Золотую малину» за худший актёрский дуэт с самим собой. «Пляж» тут же предложил ему ещё одну «ягодку на торт», правда в итоге «малинку» получил Джон Траволта. Но будем честными – отчаянно таращащий глаза на камеру, чрезмерно переигрывающий и просто ненатурально выпячивающий все «огрехи американца» ДиКаприо в этой роли смотрится как недоработанная бета-версия Джордана Белфорда или Кэлвина Кэнди. Скажем прямо, «Пляж» подложил актёру крупную свинью.

image02

Что в этом фильме хорошего? Прекрасный саундтрек, неспособная, кажется, играть плохо Тильда Суинтон и сочная картинка. Лучшие кадры можно использовать в каталогах туристических агентств или ставить обоями на Рабочий стол тем, кто любит море, джунгли и песок. Но это далеко не лучшая характеристика для художественного фильма, претендующего на определённую ценность. Пока что Дэнни Бойл, несмотря на успех у публики, не может удивить прожженную современную кинокритику. Но всё изменится со следующим фильмом: впереди у нас «28 дней спустя» —действительно крутая картина, едва ли не лучшая в карьере Бойла. А «Пляж» пока что получает свои собранные по сусекам 3 балла.

30


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!