Чего ждут фанаты популярной франшизы от продолжения, которое вышло спустя пять лет после предыдущей части? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Одни хотят того же самого, только с новым сюжетом и в современной обертке, другие – чего-то кардинально нового и революционного. В этом вопросе игроки всегда будут разделены на два лагеря, словно человечество в Deus Ex: Mankind Divided.
Первые последствия так называемого «Инцидента», во время которого аугментированные люди якобы съехали с катушек и начали проявлять приступы немотивированной агрессии, вы могли наблюдать ещё в финале Deus Ex: Human Revolution. Но именно в Mankind Divided, действие которой разворачивается спустя два года, вспыхнувший конфликт между «аугами» и «чистыми» начал стремительно достигать своего апогея. Из-за взаимного недоверия, переросшего в повсеместные притеснения, стороны начали активно враждовать. Однако кому-то и этого показалось мало, и противостояние стали подогревать. Вспыхнули теракты, невольной жертвой одного из которых и стал наш старый знакомый Адам Дженсен. В роли нового агента Интерпола ему предстоит выяснить, кто стоит за взрывами и каковы его/их истинные мотивы.
Сценарий оправдает ожидания тех, кто с серией знаком, а остальные легко всё схватят налету. Скандалы, интриги, расследования, Иллюминаты, мировые заговоры – всё это на месте. Игра подымает и обсасывает очень злободневные темы, в частности геополитику, расизм и правовое неравенство. С первых минут Дженсену в нашем лице предстоит отвечать на один и тот же вопрос – можно ли человека, заменившего какой-то свой орган на высокотехнологичный имплантат, считать человеком? Применимы ли к нему те же права, что и к остальным? Адам, ставший аугментированным не по собственному желанию, выступает в роли того, кто может взглянуть на проблемы конфликтующих лагерей максимально объективно. Он изгой для обеих сторон.
Отдел Интерпола, где работает Дженсен, расположен в столице Чехии, Праге. Именно этот город является основным (и, увы, единственным, вся надежда на Season Pass) местом, доступным для свободного исследования. Сразу же отмечу, что прогулки по улочкам Праги – это что-то новое и несвойственное для серии, да и для жанра киберпанка в целом. Непередаваемая причудливость староевропейской архитектуры, готические замки, церкви, мосты, дома разных стилей – в совокупности с футуристическими элементами все это создает свою уникальную атмосферу. Можете забыть о «золотом» фильтре, застилавшем экран в Deus Ex: Human Revolution. В новой игре картинка относительно «чистая», с небольшим акцентом на серо-голубых тонах. А вот саундтрек напротив – открыто заимствует мотивы из предыдущей игры.
В геймплейном плане перед нами все та же HR. Несмотря на поменявшуюся систему управления (к слову, можно выбрать и классический вариант), игра ощущается точно так же, как и ее предшественница. Нужно отдать должное разработчикам, они не изменили сами себе и не пошли на поводу современных тенденций. Никаких экшен-сцен с QTE вы здесь не увидите. Да, они бы безусловно повысили зрелищность происходящего, но тогда бы это уже была не совсем Deus Ex. В Eidos Montreal общий дух и атмосферу серии поставили превыше всего остального, за что им отдельное спасибо.
Как и раньше, игрока не ограничивают в выборе стиля прохождения, предоставляя уйму разнообразных вариантов для решения тех или иных задач. Можно идти напролом, расчехляя все имеющееся огнестрельное оружие и самые летальные способности; можно взламывать все подряд, передавая всю грязную работу вражеским роботам и турелям; можно пойти гуманным путем и выводить противников из строя транквилизаторами или оглушением (ачивку за пацифизм никто не отменял); либо же вообще не вступать в конфронтацию, прячась за объектами и лазая по вентиляционным шахтам. Ну, или, как это обычно и выходит, комбинировать все стили.
Без приятных нововведений не обошлось. В арсенале нашего механизированного героя нашлось место абсолютно новым аугментациям, которые раньше были скрыты. Так, Адам научился стрелять электрическими разрядами, способными выводить из строя одновременно до четырех противников, а нано-лезвие, которым раньше мы жестоко расправлялись с неугодными в ближнем бою, теперь годится и для дистанционного. На расстоянии также можно взламывать технику и лазерные ловушки, из-за чего Mankind Divided моментами начинает походить на Watch Dogs. Появился в игре и местный аналог слоу-мо, который тут объясняется вполне правдоподобно: аугментация «разгоняет» парасимпатическую нервную систему, чтобы ускорить принятие решений. Очень круто выглядит способность «Титановый Щит», покрывающая тело Дженсена магнитореологической жидкостью, которая моментально затвердевает и укрывает его в железной оболочке. Вообще игра смотрится невероятно стильно и технологично, но и системные требования больно кусаются.
Чтобы сбалансировать игру на первых порах, разработчики ввели своеобразное ограничение: Адам «перегревается» если разблокировать несколько новейших аугментаций. Дабы его состояние нормализовалось, приходится деактивировать соответствующее количество старых аугментаций. По секрету: позже от этого ограничения можно будет полностью избавиться. Также был переработан индикатор энергии: он теперь не поделен на отдельные блоки и автоматически восполняется со временем. Правда, использование аугментаций уменьшает планку, до которой энергия способна восстановиться самостоятельно, и повысить ее можно лишь клеточной батареей.
Для любителей пострелять появилась возможность улучшать пушки, причем речь идет не только об установке дополнительных модулей (глушителей, прицелов и т.д.), как это было в предыдущей игре. С помощью деталей, разбросанных по уровням, можно увеличить урон оружия, вместительность его магазина и скорострельность. Появились разные типы патронов: благодаря ЭМП, например, можно на время вывести из строя камеры, турели и даже аугментированных противников, а бронебойные пули отлично подойдут для ликвидации особо защищенных супостатов. И все это переключается буквально на лету, без перехода в дополнительное меню. Таким образом один единственный пистолет может послужить в ряде разнообразнейших ситуаций.
Может показаться, что Deus Ex: Mankind Divided – идеальный сиквел. Но это далеко не так. Наличие в основной игре лишь одного города печалит и настораживает больше всего, он и не особо большой. То есть практически все сайд-квесты мы выполняем на территории Праги. И хотя сами по себе побочные задания интересны и хорошо поставлены, постоянная беготня по одним и тем же улицам и бесконечные поездки на метро (местный fast travel) со временем выматывают. В Mankind Divided есть и другие города, но посетить их мы можем ненадолго и лишь в рамках сюжетных миссий. На протяжении игры мы побываем в Дубае, Альпах и Лондоне, однако все действие будет происходить внутри помещений или под гнётом ограничений на перемещение.
Финальная часть Human Revolution была одним из ее самых слабых мест – решения во время игры никак не влияли на концовку. Это признали и сами разработчики, пообещав, что в сиквеле они не повторят данную ошибку. В какой-то мере слово они сдержали: в конце нас не ставят перед фактом, мол, вот три комнаты, какую выберешь, такая и будет концовка. Тем не менее, финал Mankind Divided (условные спойлеры в абзаце!) также далёк от идеала, и даже в какой-то мере немного внезапен. Представьте, что вы начали шахматную партию, и после взятия пары пешек и ладьи игра заканчивается. И вроде бы грех жаловаться на малую продолжительность – моя «партия» заняла более 20 часов – но ощущение недосказанности, незавершенности осталось до сих пор. Я ждал эту игру 5 лет и надеялся на полноценный фильм, а взамен получил эпизод сериала. Сцена после первых титров (не пропустите ее!) будто говорит нам: «Продолжение через неделю». Вот только ждать этой серии нам придется не неделю, не месяц и может даже не год. Вариативность в финальной миссии также оставляет желать лучшего: грубо говоря, мне предложили сделать либо А, либо Б. Я выбрал Б, после чего успел сделать А. Спрашивается: зачем было преподносить это как выбор?
Помимо основной сюжетной кампании в игре есть Breach – новый отдельный режим, в котором нам предлагают побыть в шкуре хакера. Все действие происходит в виртуальной реальности, где нужно похищать информацию корпораций. Делать это безнаказанно не получится – антишпионские программы не дремлют. Получилась такая себе большая мини-игра в игре, где мы зарабатываем опыт и деньги, улучшаем своего аватара, покупаем новое оружие и усилители. Соревновательный аспект также присутствует – ваши результаты можно сравнить с успехами друзей и игроков со всего мира. В будущих играх серии Breach вполне может перерасти в полноценный мультиплеер, по крайней мере, все задатки для этого у него есть.
Получился просто хороший сиквел, ни больше и ни меньше. Deus Ex: Mankind Divided обошлась без революционных идей и кардинальных изменений, ограничившись лишь небольшими улучшениями и «подтяжкой» картинки до современных стандартов. Новый город, новая история о разделении человечества и очередном мировом заговоре. Но в остальном перед нами все тот же Deus Ex, с его большой вариативностью, самобытной атмосферой киберпанка и шероховатым финалом.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!