Эдди «Орел» — Жив, цел

Разгар зимних Олимпийских игр 1988 года в Калгари. Невзрачный британский паренек со смешными усиками надвигает лыжные очки поверх стекол в роговой оправе. Он стоит на вершине трамплина в семьдесят метров высотой и готов совершить прыжок. Трибуны замирают в ожидании. И вот, наконец, разгон, затем красивый полет и приземление. 55 метров! И пусть это явно худший результат среди всех спортсменов, но парень радуется словно ребенок, ведь он только что побил национальный рекорд Великобритании… будучи единственным прыгуном с трамплина в этой стране. Зовут этого чудака Эдди Эдвардс, и он стал ярким олицетворением фразы «главное не победа, а участие», занимая на всех соревнованиях последние места, но при этом не теряя страсти к спорту. И про него, как видите, даже фильм сняли, в то время как десятки великих спортсменов терпеливо ждут своей очереди на байопик.

В любом деле, будь то прыжки на лыжах с трамплина, игра на баяне, или написание рецензий на фильмы — обязательно найдется уникум, который без должного природного таланта и профессиональной подкованности будет публично показывать свое «мастерство», несмотря на постоянно летящие в его голову какашки. Всех, и вас в том числе, это будет невероятно раздражать долгое время, но однажды, в очередной раз наткнувшись на плоды его трудов, вы уже не выскажете свое презрение, а лишь снисходительно махнете рукой: «ну, чувак вроде старается, пусть делает, если нравится». История англичанина-недотепы Эдди Эдвардса – пощечина всем, кто считает, что куда-то высовываться стоит только тогда, когда ты можешь продемонстрировать широкой публике что-то достойное хотя бы одобрительного кивка.

По структуре «Эдди “Орел”» соответствует шаблону духоподъемного спортивного кино: неудачи, тренировки, взлеты, падения, снова тренировки и т. д., за исключением того, что фильм практически полностью сфокусирован на действиях главного героя и не создает дополнительных ответвлений, будь то личностная драма или любовная история. Точно так же как сам Эдди не отвлекался ни на что, кроме прыжков с трамплина, сценаристы ни на минуту не уводят повествование в сторону от основной темы. У героя даже нет каких-либо дополнительных мотиваторов, кроме собственного стремления, а за все время повествования от него не было слышно фраз в духе «я сделаю это ради…» или «я вам всем докажу». У Эдди, пожалуй, нет нужды доказывать что-то даже самому себе: он просто берет и делает, исходя из одного только сильного желания. Картина Декстера Флетчера хорошо улавливает и передает эти моменты. Фильм точно дает понять, за что зрителям Олимпийских игр так полюбился этот неуклюжий недоспортсмен, и позволяет самому проникнуться к Эдвардсу куда большим уважением и симпатией, чем к любому явсегодобьюсь-атлету. В этом есть заслуга и Тэрона Эджертона, исполнителя главной роли. Соотечественник Эдди Эдвардса весьма непринужденно меняет образ «чоткого» шпиона на комедийного очкарика и отлично чувствует себя в новом амплуа, даже его ужимки не раздражают, а делают персонажа еще более обаятельным.

Интересно и то, что создатели «Эдди “Орла”» не стремились как-либо высмеивать главного героя и строить гэги на его комичном образе. Напротив, отношение к нему такое же, как отношение самого Эдди к прыжкам и настроение всего фильма в целом — безалаберно-оптимистичное и одновременно серьезное.

Единственным персонажем, которому, кроме самого трамплиниста, уделено достаточно экранного времени, стал Бронсон Пири в исполнении Хью Джекмана. Пири — уборщик снега, некогда вышвырнутый из американской команды прыгунов с трамплина, становится тренером Эдди. Герой Джекмана является полной противоположностью британцу: в прошлом талантливый спортсмен, однако лишенный нужного упорства и рвения. К сожалению, сценаристы-дебютанты не смогли придумать для австралийского актера что-то посложнее скептично настроенного «пьяного мастера» (хотя даже для алкоголика Пири выглядит очень бодро). Поэтому Бронсон занимается в основном тем, что разбавляет неугасающие потоки оптимизма от Эдди своими ироничными замечаниями и попытками спустить мечтательного лузера с небес на землю. Но, несмотря на то что отдельно этот герой выделяется лишь тем, что не носит куртку, из Джекмана и Эджертона получился удачный дуэт: сложно даже представить, как реальный Эдди Эдвардс обошелся без такого напарника (Бронсон Пири – полностью вымышленный персонаж).

«Эдди “Орел”» имеет нужные задатки для хорошего мотивационного кино, но при этом дает понять, что таким человеком, как Эдди Эдвардс почти невозможно стать с нуля, им нужно родиться. Выкладываться на полную в любом деле, не размышляя о высотах, а просто наслаждаясь самим фактом того, что ты уже делаешь — для такого требуется какой-то особый дар, за гранью простого таланта и стальных яиц. Фильм получился как раз под стать своему герою. «Эдди “Орел”» напрочь лишен спортивно-героического пафоса и явно не будет претендовать даже на последние места списках лучших фильмов этого года, но при этом влюбляет в себя искренностью и трогательной незатейливостью.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!