Эти геймеры любят, когда их водят за нос

Последний тренд игровой индустрии — заигрывание с игроками не по отдельности, а сразу с толпой. Конечно, так можно бы описать любую промо-кампанию, но сейчас они эволюционируют в нечто новое. Мечта любого разработчика: чтобы игра приносила доход и чтобы о ней долго не забывали — что, впрочем, тоже принесёт доход. Оказывается, достичь её можно не только выпустив «современную классику» или сделав упор на мультиплеер. Теперь есть ещё один способ, который студии только-только начали для себя открывать. Не в последнюю очередь он связан с гигантским онлайн-сообществом, где нашлось место для людей с практически любыми интересами. Reddit.

original-1

Началось всё в августе 2014 года, когда на очередном Gamescom Sony анонсировала хоррор с ничего не говорящим названием P.T., в тот же день выпустив демо в сервисе PSN. Заинтригованные владельцы PS4 поспешили опробовать игру сразу после пресс-конференции. И пришли в замешательство: демо представляло собой не доступный и привлекательный отрывок будущей игры, а непроходимую пытку. В нём протагонист оказался заперт в загадочном доме, а игроку оставалось только ходить по комнатам и глазеть по сторонам. Периодически что-то всё же происходило: звонил телефон, слышались странные звуки — но в целом действо походило на зацикленный бредовый сон. Выяснилось, что не всё так просто.

В интернете быстро нашёлся человек, который всё-таки прошёл демо — и увидел в конце тизер, вот так сюрприз, новой Silent Hill. Прохождение оказалось мудрёным: нужно было пройти до конца коридора, подойти к двери, отвернуться, вернуться, послушать крик, посмотреть в определённую сторону… Весь порядок действий не имел никакого смысла и его было невозможно разгадать, руководствуясь логикой. Всё потому, что трейлер с Норманом Ридусом задумывался как подарок, хитро упакованный в не слишком праздничную обёртку из жуков и мёртвых детей. Было задумано, что кто-то самый везучий поделится находкой через интернет. Стоял за этой проказой никто иной как Хидео Кодзима, создатель игровой серии с самым запутанным сюжетом — Metal Gear Solid.

9c22277147d60de3d15418ba31c520a4-0-0-1

Неудивительно, что за кулисами этой истории оказался именно он. Хидео — известный любитель ломать «четвёртую стену». Первая Metal Gear Solid прославилась битвой, в которой босс «ломал» порт для подключённого геймпада и для победы провод нужно было переподключить в соседний разъём. На новый уровень мэтр вышел в 2013-ом, когда в сети появилось интервью с забинтованным разработчиком студии Moby Dick Games, Джоакимом Могреном. Выглядело это подозрительно: люди начали догадываться, что имя Joakim — на самом деле анаграмма Kojima, а в срезы на логотипе игры The Phantom Pain отлично вставляется надпись Metal Gear Solid. Оказалось, что это был секретный тизер пятой части серии, а «Джоаким» не реальный человек, а зрелищная демонстрация возможностей нового движка игры Fox Engine. Кодзима всех переиграл.

lt9yt9

Недавно подобное провернули и на Западе. После крайне успешного запуска Overwatch компания Blizzard искала способ поддерживать интерес к игре не только у игроков, но и у СМИ. Для этого внутрь Overwatch спрятали вторую, секретную игру, заключающуюся в поиске таинственной Сомбры. Я уже рассказывал, какими извращенными способами игроки искали ответы на протяжении нескольких месяцев. Суть в том, что немаленькая группа людей раз за разом добровольно возвращалась к решению головоломок, получая в награду лишь очередную задачу. В конце концов, их деятельность ничего не значила — Сомбру анонсировали тогда, когда Blizzard изначально планировала это сделать, ни днём ранее. Стоит ли говорить, что если бы так называемые «игровые детективы» потерпели неудачу, то планы компании никак бы не изменились?

Но вернёмся к Японии и Кодзиме. Та самая Metal Gears Solid V: The Phantom Pain по иронии стала переломной точкой в жизни геймдизайнера. Он окончательно разругался с Konami из-за ужасных условий труда и невозможности завершить игру как надо, громко хлопнул дверью и отправился в мировой тур по офисам крупных игровых студий. Пока Хидео путешествовал, а интернет искал несуществующую третью главу MGS V, культ вокруг его личности рос как на дрожжах. И вот в 2016 рок-звезда индустрии вернулся с тизером нового проекта Death Stranding, который взорвал всем мозг.

3079378-deathstranding_screen_ps4_007_1465877396-1

Дело даже не в том, насколько фотореалистично выглядела графика (мы живём в мире после Uncharted 4, привыкли) и не в том, что в ролике на пляже валялся голый Норман Ридус. В трейлере в принципе не было никакой почвы для здравого смысла — весь сюжет был сюрреалистичным. Чтобы добраться до вопроса «Как это может быть игрой?» сперва пришлось карабкаться через «Что вообще происходит?» Мёртвая рыба на берегу, нефть, физические формулы, выгравированные на ожерелье Ридуса — к такому никто не был готов. Количество фанатских теорий разрасталось в геометрической прогрессии. Кто-то провёл очевидные параллели с исчезающим младенцем и серией MGS, которую у Ридуса-Кодзимы отобрали боссы Konami, воплощенные здесь в виде зловещих фигур вдалеке. Другие, разумеется, увидели в показанном предсказание конца света. Истинное значение трейлера никто не знает до сих пор.

Наконец, всё достигло пика в начале декабря, когда публике был представлен второй трейлер Death Stranding. Картина немного другая: перевёрнутая радуга, мясные танки, скелеты-нацисты, дети-роботы, чёрные кабели и снова нефть. Массовый восторг вызвало то, что к проекту присоединились Мадс Миккельсен и Гильермо дель Торо, с которым Кодзима должен был сочинить сценарий отмененной Silent Hills. Дель Торо, правда, лишь «подарил» внешность своему герою, а играть его будет другой человек — но не в этом суть. А в том, что вопросов только прибавилось. Неожиданным результатом закончился поиск связи между этим роликом и предыдущим: в тот момент, когда герой дель Торо включает «машину с младенцем», младенец же пропадает из рук Ридуса. Параллельные миры? Разные временные линии? Да чёрт его знает.

Главное то, как Кодзима прокомментировал поиск подсказок в его тизерах. Если ему верить, то их там действительно немало, но, внимание, часть ведёт в тупик, так что «пересматривайте трейлер столько, сколько считаете нужным». Теперь игра «Холодно-горячо», и без того нечестная, потому что никто не выкрикивает заветные слова-подсказки, стала совсем уж несправедливой. Сколько ни копайся в теориях на NeoGAF или Reddit, сколько ни смотри соответствующие видео на YouTube, крутя в голове собственные догадки, — всё равно скорее всего останешься в дураках. Но даже осознание ситуации не остановит доморощенных детективов и диванных теоретиков. Наоборот, только раззадорит.

Всё это может привести к чему угодно. Ходят слухи, что и в самой Death Stranding будут необязательные загадки, которые сможет решить только крайне везучий человек или тот, кто заручится помощью единомышленников в сети. Может быть, Кодзима совершит революцию, а его новый проект будет не столько игрой в привычном понимании, сколько диалогом между игроками. Этакий ультимативный мультиплеер, секретный аналог always online, на который и в голову не придёт пожаловаться. Может, это станет первым шагом для человечества к тому, чтобы стать единым разумом, Роем с общим сознанием. Сейчас же и шумиха вокруг Death Stranding, и история P.T., и поиски следов Сомбры выглядят так: тысячи талантливых и в общем-то неглупых людей тратят страшное количество времени на решение ненастоящих головоломок вместо того, чтобы заниматься тем, что дало бы реальный результат. Постмодернизм? Антиутопия? Нирвана? Называйте, как хотите.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!