Grand Theft Auto. Возвращение в Сан-Андреас

Немного предыстории. Недавно увидел в PSN по скидке Grand Theft Auto: San Andreas и подумал: «Почему бы и нет?» Возможность немного поностальгировать и выбить платину в некогда любимой игре выглядела весьма заманчиво. От проекта, которому уже совсем скоро стукнет 12 лет, я ничего особо не ожидал, особенно после красивой и современной GTA V. Знаете, как бывает: запускаешь игру детства, минут 10 проходишь ее с улыбкой, а потом выключаешь, осознав примитивность ее механики (если вы не ярый фанат ретро игр). С San Andreas все получилось с точностью до наоборот. Конечно, несовершенство графики и некоторые геймплейные условности бросались в глаза, но этой игре удалось засосать меня на добрых 50 часов с такой легкостью, что мне стало даже немножко страшно.

GTA: San Andreas – одна из тех игр, которые стоит перепройти в более сознательном возрасте. Ведь когда я впервые ее проходил на PlayStation 2, я банально не мог понять всех нюансов ее сюжета. Преградой стали как английский язык, так и кое-какие вещи, которые начинаешь понимать только с возрастом. В общем, полностью оценить по достоинству такую игру в 14 лет просто невозможно. Все, что я осознавал тогда, это то, что буквы на карте – миссии, нужно ехать к желтому маркеру, а людей, отмеченных красными стрелочками, необходимо убить. Я, конечно, утрирую, но общая картина обстояла примерно так. В итоге, мое последнее перепрохождение игры даже сложно назвать таковым. Я изучал San Andreas заново. Словно в первый раз.

На первый взгляд сценарий игры может показаться простым и незатейливым. Бывший gangsta приезжает в свой район и с дружками начинает возвращать своей банде былое величие, устраняя членов враждебной группировки. Вы – зеленый, они – фиолетовые. Фас! Но сюжет оказывается куда глубже, деталей становится все больше, а масштаб растет как на дрожжах. Просто диву даешься, когда начинаешь вникать в местные диалоги. Аж не верится, что это постановка игры из 2004 года. Герои живо общаются, шутят, их разговоры содержат необязательные на первый взгляд реплики. Главный герой, Карл Джонсон, страдает от душевных метаний. Он вернулся в Сан-Андреас только для того, чтобы поприсутствовать на похоронах матери, а не участвовать в гангстерских разборках. Карл не хочет всего этого, он «устал от этого дерьма».

Тем не менее, водоворот событий засасывает Си-Джея, и вот он уже находится в самом его эпицентре. История бурно развивается, не забывая при этом менять декорации. В один момент вы с братками едете на разборки по улицам урбанизированного Лос-Сантоса, а через какое-то время герой оказывается уже в сельской местности, где грабит местные банки с безумной бой-бабой. Штат Сан-Андреас огромен, хотя, признаться, в детстве он казался больше. Это уже современные технологии позволяют создавать миры в полноценном масштабе, когда величественные здания и небоскребы действительно являются таковыми. Раньше все было… словно уменьшенное. К примеру, Лос-Сантос из GTA V в четыре раза больше, чем весь Сан-Андреас (в число которого и входит Лос-Сантос) из одноименного проекта. Зато «старый» Сан-Андреас несложно заучить практически наизусть, что очень роднит с миром игры.

Впечатляет разнообразие миссий, заметно, что ребята из Rockstar North ничем не ограничивали свою бурную фантазию. Если нужно захватить особняк, то мы приземляемся прямо на его крышу, прыгнув с парашютом. Если нам необходим военный истребитель, то мы… правильно, вламываемся на охраняемую военную базу. Это же логично… если ты являешься героем кинобоевика. В San Andreas очень много всего: начиная от возможности подработать таксистом и свозить свою девушку на свидание, заканчивая игрой в казино и походом в качалку. В 2004 казалось, что тут можно делать ВСЕ. Это был настоящий симулятор жизни. Сейчас таким уже не удивишь, но масштабы и некоторые возможности поражают и по сей день.

Есть здеcь и вещи, которые бесят, особенно современного игрока. О чекпоинтах и сохранениях, например, можно забыть. А точнее, лучше не стоит забывать о их отсутствии и время от времени наведываться в свой дом, чтобы засейвиться вручную. Провалив миссию нужно не только переигрывать ее заново, но и добираться до ее начала. Снова и снова. Местный AI способен вывести из себя любого, даже самого уравновешенного игрока. Водители ездят, словно камикадзе, и запросто могут задавить вас или на скоростном шоссе внезапно сменить полосу, задев ваш транспорт. Меня однажды задело так, что мою машину выбросило за пределы моста, на котором я ехал, и я полетел прямо в воду. К странностям и неадекватности здешнего искусственного интеллекта приходится привыкать долго. А про физику я лучше промолчу.

Несмотря ни на что, Grand Theft Auto: San Andreas невозможно не полюбить. Ни 12 лет назад, ни даже сейчас. Это неописуемый криминальный колорит, интересные персонажи, захватывающие истории. Это чувство пьянящей свободы, когда ты летишь на биплане над городом, или подымаешься на гору Чилиад на «Санчезе», или на максимальной скорости едешь по автомагистрали, а в динамиках играет любимая радиостанция. Это место, куда хочется возвращаться.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!