Марсель — Карточная лачуга

Стриминговый гигант Netflix уже давно закрепился на американском рынке и теперь потихоньку захватывает остальной мир. В начале года на радость всем сериаломанам сервис расширил вещание до 190 стран, а за несколько месяцев до этого был анонсирован «Марсель» — первый полностью неамериканский проект компании с простым русским парнем Жераром Депардье в главной роли. Некоторые сериалы, выпущенные с пометкой Netflix Original, уже снимали за пределами США: к примеру, действие полудокументального «Нарко» разворачивается в Колумбии, а философская эпопея Вачовски «Восьмое чувство» и вовсе рассказывала истории людей, разбросанных по всему земному шару. Но именно на франкоязычный «Марсель» возложили большие надежды, поскольку этот проект должен был задать вектор дальнейшего развития Netflix на европейском рынке.

Три года назад зрителей безоговорочно покорил дебютный сериал сервиса — «Карточный домик», ставший впоследствии эталоном политической драмы для телевидения. В этом же жанре Netflix стартовал и на старом континенте, но дважды в одну реку войти не получилось. «Марсель» отнюдь не выглядит преемником или хотя бы грамотным ремейком своего американского собрата. Это просто крайне неудачная и дешевая калька с детища Бо Уиллимона, больше напоминающая классическую мыльную оперу, чем хоть сколько-нибудь интригующую историю борьбы жаждущих власти политиков.

Главный герой сериала, Робер Таро (Жерар Депардье), управляет Марселем вот уже двадцать лет. На носу очередные выборы, в которых Таро участвовать не планирует, но зато активно продвигает преемника — молодого и амбициозного Люка Барреза (Бенуа Мажимель), в данный момент занимающего должность заместителя мэра. Напоследок Таро хочет сделать еще одно доброе дело для любимого города — организовать постройку большого казино на месте старого марсельского порта. Городской совет выступает против и выносит вопрос на голосование, в котором решающий голос принадлежит Баррезу. Внезапно заместитель мэра голосует против казино. Робер Таро понимает, что все это время грел на груди змею и передумывает уходить со своего поста, не желая отдавать Марсель в руки предателя. Теперь матерый политик и его молодой протеже вынуждены схлестнуться лицом к лицу в предстоящей выборной гонке.

Все это звучит крайне интересно, но на самом деле следить за действиями двух героев не занимательнее, чем за работой наблюдателей на выборах в депутаты какого-нибудь районного исполнительного комитета. «Карточный домик» заодно служил вводным курсом в тонкости американской политической системы и законодательства. Примерно этого же ожидаешь и от «Марселя», даже несмотря на то что размах явно поменьше. Но все, что смогли предложить французы, — периодическое озвучивание статистики по голосам и редкое упоминание названий некоторых партий, которые не играют никакой роли в происходящем.

В принципе, многим тот же «Домик» наоборот не нравится за то, что по ходу просмотра волей-неволей приходится разбираться в партийных должностях и вникать в особенности законопроектов, что затрудняет понимание основной истории. Закулисные тайны большой политики, сложные схемы устранения конкурентов — вот, что на самом деле интересно всем зрителям. А теперь представьте, если бы Фрэнк Андервуд вместо знаменитых многоходовочек просто воспользовался бы услугами местных мафиози, которые бы разгоняли агитационные пикеты конкурентов и срывали бы постеры со стен — и так целый сезон. Не очень увлекательно, верно?

А именно на этом и строится боевая тактика Люка Барреза, чьи мотивы вообще остаются загадкой на протяжении первой половины сезона. Его вот-вот должны были назначить новым мэром города, но он выступил против своего наставника, которому был верен на протяжении долгих лет, просто потому, что так захотелось сценаристам. «Противостояние» мастера и ученика вообще смотрится как бессмысленное избиение немощного старика, поскольку Таро не предпринимает совершенно ничего, надеясь исключительно на свой авторитет среди жителей города. Лишь однажды он из ниоткуда достает компромат, которым в итоге даже воспользоваться не смог. Все остальное время герой Депардье расхаживает с грустным лицом, размышляет о том, не отказаться ли ему от выборов и постоянно упоминает о том, как он любит Марсель. Когда же в пятой серии вскрываются причины бунтарства Барреза, то невольно начинаешь искать глазами значок РТР в верхнем углу экрана, пульт в полиэтилене и свою бабушку в соседнем кресле: сериал окончательно превращается в бразильскую телепостановку из девяностых.

Впрочем, чего лукавить — подобные ассоциации возникали еще в первых сериях, особенно в те моменты, когда сюжет переключался на второстепенных героев. Например, в сериале есть дочь Робера Таро (Стефани Кайлар), которая работает журналисткой, но большую часть экранного времени или курит травку, или занимается сексом, а не сидит за монитором. Еще она любит симпатичного араба из марсельского гетто и френдзонит смазливого друга детства, и весь этот любовный треугольник, которому уделяется немало времени, влияет на основной сюжет примерно никак. С доброй половиной второплановых героинь успел совокупиться и Люка Баррез, да и вообще, подробности о том, кто с кем спит или спал когда-то и кто кому внезапно приходится незаконнорожденным ребенком — основа для драматической составляющей «Марселя» и его немногочисленных сюжетных поворотов.

А это время где-то на заднем плане в лучших традициях мексиканских драм будет томно страдать жена Таро (Жеральдин Пайя), о которой забыли сказать хоть что-нибудь, кроме того, что у нее паралич руки, из-за чего она не может играть на скрипке. Рашель Таро — однозначно самый неадекватный персонаж сериала, все восемь эпизодов она только плачет, закатывает семье истерики без повода и пытается охмурить Люка, чтобы насолить мужу, которого она еще недавно поддерживала.

Итого, за все восемь серий «Марселя» единственным приятным моментом станут периодически накатывающие ностальгические воспоминания о тетралогии «Такси», когда камера выхватывает знакомые по фильмам Жерара Кравчика городские пейзажи. Судя по финалу сезона, авторы намереваются продолжить историю, хотя смысла в этом никакого нет – основная линия выжата полностью, немногие второстепенные также были приведены к более-менее логичному завершению. Удивительно, но «Марсель» разнесли в пух и прах даже французские журналисты, в то время как в остальной Европе сериал был принят критиками весьма тепло. Остается надеяться, что боссы Netflix все же прислушаются к первым и не станут больше выбрасывать деньги на ветер, вместо того, чтобы отдать их более компетентным постановщикам — благо, в Европе их более чем достаточно.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!