«Матисс клуб» в Петербурге — Уголок для любителей авторского кино

Петербург не зря прозвали городом культуры. Это, конечно, не исчерпывающее его характеристика и не претендующее на полноту определение. Но подчас он  приводит в места, в стенах которых теплятся уютные очажки культурной жизни: яркой, насыщенной или, наоборот, спокойной и размеренной, но от этого не менее притягательной.

Кино, в свою очередь, также является культурой. Противоречивой и спорной, но, тем не менее, манящей к себе и желающей, чтобы её увидели. Множество кинотеатров Петербурга открывают свои двери для жаждущего просмотра зрителя. Афиши кричат названиями только что вышедших блокбастеров, комедий или драм, уже успевших получить своего «Оскара». И в большом тёмном зале, сидя перед масштабным экраном, происходит акт кинопросмотра. И тогда поход в кино (при условии попадания на удачный фильм) способен превратиться в переживание яркого коллективного сна. Но не в том смысле, что каждый, сидя в кресле, дремал бы от скуки, а как если бы это был сон, переживаемый всеми сразу: будоражащий, приковывающий внимание и, как вспышка, заканчивающийся – раз, и все просыпаются, словно бы после сеанса гипноза.

sM8W-ojvsWM

Но просмотр кинокартины может проходить и менее грандиозно, сохраняя при этом гипнотичность своего воздействия и создавая атмосферу погружённости в акт сопричастности с искусством. И таковы просмотры кино в месте, под названием «Матисс клуб». О том же, чем он так примечателен, далее и будет идти речь.

Место это действительно интересное и по-настоящему атмосферное. Расположено оно на Никольской площади, д.6 в небольшом, но тихом и уютном подвальчике. И здесь важно подчеркнуть слово «уютный», а не мрачный и сырой, потому что в Матисс клубе проходят не только кинопоказы, но также и выставки картин современного искусства. Да, это в первую очередь картинная галерея и место для проведения уроков и мастер-классов по живописи в будние дни. Но по субботам и воскресеньям маленький подвальчик, как хамелеон, меняет своё одеяние и в окружении живописных полотен предоставляет вниманию публики свои кинокартины.

Кинопоказы в Матисс клубе – вещь весьма приятная. При небольшой стоимости показа вас угостят бесплатным кофе или чаем, а, придя пораньше, сможете посмотреть картины идущей в данный момент выставки или полистать книги по искусству, которые время от времени в небольших количествах там появляются. Любителям оживлённой и кипящей жизнью атмосферы это место вряд ли особо приглянется, публика там весьма немногочисленна, к тому же после просмотра здесь не принято устраивать жаркие дискуссии, но для тех, кто предпочитает провести приятный субботний или воскресный вечер в атмосферном заведении, двери Матисс клуба всегда открыты.

10XCzNl1MNU

Но самое важное, это, конечно, репертуар. По каком принципу выбираются те или иные картины и кто, скорее всего, захочет на них прийти? Сразу стоит отметить, что все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами. Что касается самих фильмов, то их по своему вкусу выбирает куратор кинопоказов: Сергей Зимоглядов. На самом деле кино синематеки Матисс клуба настолько разнообразно, что его трудно определить одной общей категорией. Спросив однажды куратора о том, по какому принципу он выбирает киноленты для синематеки, Сергей ответил, что показывает «стоящее, хорошее кино». Раскрывая же смысл этого не вполне определённого словосочетания, перед зрителем предстаёт пёстрая мозаика, состоящая из множества кинолент, принадлежащих к самым различным направлениям.

Конечно, в первую очередь, синематека предполагает показ картин, тем или иным образом связанных с живописью. Поэтому в фокусе оказались такие режиссёры, как Питер Гринуэй и Дерек Джармен. Для первого из них, как человека, в первую очередь являющимся живописцем, кино представляет собой скорее средство для выражения художественных идей (в Матисс клубе показывались такие его картины, как «Живот архитектора», «Контракт рисовальщика», «Книги Просперо», «Отсчёт утопленников»). Подобное кино также способно притягивать зрителя, раскрывая при этом свои возможности взаимодействия с другими видами искусства. Из творчества Джармена в Матисс клубе был показан такой фильм, как «Караваджо», а также его экранизация шекспировской пьесы «Буря» и экранизация оратории Бриттена «Военный реквием» об английском поэте-пацифисте Уилфриде Оуэне. Был продемонстрирован и такой культовый для художников шведский фильм, как «Приключения Пикассо» Таге Даниэльссона. Нельзя не упомянуть и такую значительную киноленту 1947 года, как «Сны, которые можно купить за деньги» сюрреалиста Ганса Рихтера, в которой были задействованы известные художники 20-ого века: Мэн Рей, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, создающие объекты для этой авангардистской киноленты. Этот фильм интересен ещё и тем, что ознаменовал собой конец модернизма.

QrPAAVru5T8

Продолжая раскрывать всё новые и новые элементы киномозаики синематеки, обнаруживается, что репертуар Матисс клуба совершенно не ограничивается показом кинолент, тем или иным образом связанных с художественным искусством. Не обделены вниманием и фильмы новой волны. Это яркие и известные представители нового французского кино: Трюффо, Годар, Шаброль; немецкого (Фассбиндер, Вендерс, Херцег), а также режиссёры чехословацкой новой волны: Вера Хитилова, Милош Форман, Гинек Бочан и даже югославской: Душан Макавеев с его «Любовной историей».
Зрители синематеки имеют шанс попутешествовать и по киномиру японского кино и увидеть картины Тэраямы Судзи, Кането Синдо или Такеши Китано, а также соприкоснуться с корейским киноискусством (режиссёр Ким Ки Дук) или гонконгским (Вонг Карвай).

Интересно и то, что в Матисс клубе демонстрируются фильмы в стиле «нуар» (причём не только американские). Это киноленты Орсона Уэллса (и с Орсоном Уэллсом) и, конечно, картины Альфреда Хичкока.
Ещё одним из направлений, составляющих репертуар Матисс клуба, выступает телевизионное кино, поскольку в рамках этого жанра есть весьма любопытные работы, которые стоит увидеть. В частности, это фильмы режиссёра Кена Рассела. Например, его «Листомания», где в качестве актёров можно наблюдать Ринго Старра (экс-барабанщика группы The Beatles) и Роджера Долтри (музыканта группы The Who), и в которой режиссёр совершает достойную внимания попытку совместить классику и не классику.

lGIFJ-lJFAs

Несложно заметить, что репертуар синематеки действительно очень обширен, и охватить его можно, пожалуй, только таким определением, как «хорошее кино». Но при более близком знакомстве с этим весьма атмосферным местом, первоначально неопределённое представление для зрителя постепенно начинает приобретать более чёткие очертания, открывая ему всё новые грани киноискусства.

Разумеется, у Матисс клуба имеются и некоторые недостатки, к числу которых относится, например, не особо удобное месторасположение (довольно долго приходится идти пешком). Поэтому в дождливые питерские дни или слякотной зимой добираться до клуба не особо приятно. В морозную погоду, несмотря на весь уют подвальчика, внутри может быть довольно прохладно, но в целом синематека Матисс клуба по праву заслуживает названия места, где происходит приобщение к культуре кинопросмотра и которое способно воспитать в зрителе любовь к достойному кинематографу.

Виктория Бойко


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!