Новеллизация комиксов или супергерои в деталях

Как бы удивительно это ни было, книги по вселенным комиксов выходят уже довольно-таки длительное время. «Большая двойка», то есть DC Comics и Marvel Comics, начали выпускать свои первые тома примерно в одно и то же время, в конце 60-х. Вряд ли прогадаю, если скажу, что на постсоветском пространстве мало кто слышал о них. Сейчас всеми силами издатели пытаются развивать индустрию, лицензируя и локализуя комиксы зарубежных издательств, но книги по комиксам — что-то совсем невнятное, ставящее само себя под большое сомнение.

Но не будем делать преждевременных выводов, ведь список новелл по комиксам довольно обширен, среди них можно найти не только адаптации старых сюжетов, но и уникальные истории, впервые опубликованные именно в книжном виде. Есть, конечно, и такие «жемчужины», как книги по фильму по комиксу — ведь чего только любящие издательства не сделают ради преданных фанатов.

Издательство AСТ Mainstream посчитало, что отечественный рынок уже готов к новеллизации комиксов и одну за другой выпустило несколько книг по вселенной Marvel. Ко мне в руки попали две таких книги — «Первый мститель: Гражданская война» Стюарта Мура и «Человек-Паук: Последняя охота Крэйвена» Нила Клейда. Сильные сомнения одолевали меня касательно этой литературы, но в то же время оригинальные истории Марка Миллара и Ж.М ДеМаттейса соответственно были великолепно реализованы в комиксах. Оставалась надежда на то, что книги смогут выдержать эту планку и рассказать все то же самое, но в мельчайших деталях.

Novells

С «Гражданской войной», собственно, так и вышло. В основу повествования целиком и полностью положен сюжет Марка Миллара, от которого Стюарт Мур отклоняется лишь в случае необходимости дополнить его обязательными «книжными» деталями. Многие могут подумать, что раз книжный сюжет соответствует оригиналу, да еще и приукрашен большим количеством недостающих элементов, то, быть может, будет уместнее прочитать книгу вместо комикса. Нет, ведь в случае адаптации сюжетов действует правило качества, а не количества. Каждый формат требует своей определенной подачи материала, и винить комиксы за отсутствие большого количества текста то же самое, что винить киноадаптации за невозможность вместить в себя всю историю из книги в мельчайших деталях.

Проблемы возникают, когда необходимо реализовать самую важную и неотъемлемую часть супергеройских комиксов — экшен. Часто бывает, что даже зрительно читатель не всегда может четко воспринять все происходящее на страницах комикса во время какой-то условной массовой драки. Воспринимать эту информацию посредством текста вроде как и проще, но вас наверняка настигнут мысли о том, что экшен ощущается будто не в своей тарелке. Этой проблемой страдает в основном «Человек-паук», язык которого настолько топорный, что описание некоторых сцен заставляет непроизвольно зевать.

Питер ухватился за дымовую трубу, чтобы удержать равновесие, и приготовился к новому прыжку, но тут же остановился. Перед ним возник Джо Фейс, который не мог им быть, потому что Джо Фейс был мёртв. Спустя мгновение Джо превратился в Крэйвена с копьём в руке. Питер не на шутку встревожился, ведь всё произошло так быстро, что верное паучье чутьё не успело его предупредить.

Novells

Готовый, проверенный временем сюжет дает авторам адаптаций возможность покопаться в его деталях, попытаться передать переживания героев в большей мере. Как ни странно, в этом случае количество также проигрывает. Обе книги полны излишнего драматизма, который порой имеет место быть в комиксах, но тщательно скрывается за строгими текстовыми ограничениями. В книгах, по сути, никаких ограничений нет, поэтому персонажи страдают, сходят с ума и предаются различным эмоциям значительно больше, чем это необходимо. «Последняя охота Крэйвена» особенно отличилась в этом плане. Оригинальный сюжетный арк за авторством Ж.М ДеМаттейса рассказывает мрачную, местами пугающую историю, близкую к жанру психологического триллера. Но в то же время в ней есть место светлой любовной истории Питера Паркера и Мэри Джейн, которые только что поженились и собираются начать долгожданную совместную жизнь. А Ник Клейд отнял это у них. Абсолютно не ясно, что сподвигло автора новеллизации вырезать эту часть истории, оставив Питера и Эм Джей неженатыми, тем самым лишив её важной составляющей, основанной на взаимоотношениях молодоженов. В итоге мы получаем чрезвычайно мрачную и полную насилия историю, с повышенным уровнем необоснованного драматизма.

Отдельное спасибо Стюарту Муру, который просто следовал событиям Гражданской войны, передавая их в максимальной точности. Как и в оригинальном комиксе, автор фокусируется на определенных персонажах, описывая происходящее с их точки зрения — что есть самое важное. Гражданская война – это, в первую очередь, война интересов, поэтому ни в коем случае нельзя было лишать книжную адаптацию возможности взглянуть на события под разным углом. К слову, здесь Стюарт Мур даже преуспел: помимо привычных нам Капитана Америки и Железного человека, автор часто берет под прицел героев второго плана, вроде Сью Ричардс или того же Человека-паука, времени которому уделяется крайне много. Читать «Гражданскую войну» легко: это не та книга, которая заставляет тебя подолгу вдумываться в прочитанное, погружая в тонны непонятной информации. Безусловно, сама история может зацепить и заставить поскорее добраться до конца, но только в том случае, если ты сталкиваешься с ней впервые.

Novells

Вот мы и подошли к главному вопросу, который я задавал себе все то время, что держал в руках вышеописанные книги: для кого они создаются? В XXI веке мы часто сталкиваемся с различными адаптациями комиксов, среди которых лидируют фильмы (сериалы) и видеоигры. Подобная смена формата стала для нас привычной, ведь она может вдохнуть ещё больше жизни посредством новых идей во множество старых сюжетов и персонажей. Но двигаться от супергеройских комиксов к книгам, при этом повторяя их сюжет (или лишая его важных деталей) — это не совсем то, чего заслуживает современный читатель. Одно дело создавать уникальные книжные сюжеты, совсем другое — адаптировать давно известные графические романы в книжный формат. Человек, заинтересованный таким событием, как, скажем, Гражданская война, в большинстве случае пойдет за томиком Миллара и МакНивена, а книгу приобретет лишь в случае ярого фанатизма. Из других вариантов: нечто абсурдное вроде людей, любящих супергероев, но ненавидящих комиксы; или тех, кто ничего не слышал о «Гражданке» и просто заинтересовавшихся обложкой и аннотацией.

Тем не менее, книги наверняка найдут своего читателя, быть может даже на территории СНГ, но, при всем уважении к издательствам, поддерживающим развитие комикс-индустрии на сегодняшний день, порекомендовать данную литературу могу лишь закоренелым фанатам, коллекционирующим на своих полках любые объекты с изображением любимых героев, да и то с трудом. Остальным же лучше читать то, что было создано руками авторов в первозданном виде.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!