Однажды — Ералаш для подростков

Второй за месяц фильм режиссера Рената Давлетьярова (первый – это лента «А зори здесь тихие…») описывает жизнь молодых ребят в небольшом городке на окраине Советского Союза. Правление Леонида Ильича Брежнева традиционно принято называть эпохой застоя, хотя в сознании многих людей, заставших тот период, тот период запомнился чуть ли не самым лучшим временем. И именно в этом антураже сорокалетней давности развиваются события фильма «Однажды» простой, наивной и непошлой картины о золотой осени СССР в российской глубинке.

5

Если последние фильмы о том времени делают явный упор на историческую правдоподобность, то здесь преобладает чистая ностальгия. Дух провинциального городка семидесятых годов прошлого века прекрасно передают декорации, костюмы и бережно воссозданные мелочи. Патлатые пацаны в брюках клеш, покуривающие «Беломор», или строгая учительница, замеряющая линейкой у каждой входящей в школу девочки длину юбки, или воспоминания мужиков о Великой Отечественной за игрой в домино во дворе.

1

Именно в такой эпохе живут и радуются жизни друзья-старшеклассники Леша, Дёма и Кисель. Они ходят на танцплощадку, дерутся против парней с другого района, пробуют самогон и аккуратно обсуждают девчонок. Главный герой влюбляется в девушку своего погибшего по роковой случайности брата – Таню (Дарья Мельникова), теперь гуляющую с чужими. А та, польщенная столь сильным вниманием к себе, предлагает ухажеру сыграть в игру на желание («в американку»). Тот соглашается.

2

В целом эти несколько строчек и есть сюжет фильма. Комичная неопытность в вопросах отношений, юношеский максимализм и романтика мордобоя под гул железной дороги лишь разбавляют повествование картины, в центре которой – первая, по-настоящему сильная, любовь. А все остальное, будь то подглядывание в бане или оттачивание на помидорах мастерства поцелуев, или даже невинная шалость, оканчивающаяся трагедией, выглядит лишь эпизодами. Где-то грустными, где-то забавными, но поданными по-особенному. Будто режиссер вспоминает о своей собственной юности в точно таком же далеком городке.

3

Возникает логичный вопрос – а для кого снята эта картина? Уж не для своих ли ровесников, выросших в те годы и желающих поностальгировать по беззаботному юношеству? Ведь «Однажды» не первая лента в череде подобных ретрофильмов: были и «Стиляги», и «Дом Солнца», и сериал «Восьмидесятые», и многое другое. Творение же Рената Давлетьярова – совершенно другое. Банальное в плане сюжета, слабое по драматургии, местами очень напоминающее «Ералаш» для аудитории постарше, неловкое и недоделанное кино на один раз. Впрочем, это не значит, что его не стоит смотреть, потому как оно органичное и атмосферное. И если в «Стилягах» лейтмотивом выступает вызов всему строю, то тут — простой до боли сюжет, как мальчик добился девочки.

4

Таким образом, кино оказывается не столько фильмом, сколько ностальгической зарисовкой о давно ушедшей эпохе. Режиссеру удалось точно воссоздать дух того времени и всепроникающую советскую действительность: открытость, простоту, душевность. Такие фильмы, как «Однажды», без нравоучений показывают зрителям реальную жизнь в Советском Союзе, визуализируют то, о чем им (нам) рассказывают родители. И конкретно с этой задачей данная картина справилась на отлично.

60


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!