Про фильмы ММКФ 38: «В тихом омуте»

В музыке есть деление на «старую» и «новую» школы, во втором случае звучание столь радикально отличается от привычного, что можно говорить о появлении нового жанра. С проникновением постмодернизма в литературу появились такие удивительные товарищи, как Ален Роб-Грийе и Хулио Кортасар, которые ломали жанровые рамки настолько сильно, что знакомые нам вещи обретали совершенно другой вид, цвет, вкус и запах. Постмодерн в кино же, особенно любимый французами (например, Роланом Бартом, буквально устранившим роль «автора» в произведении), принимается пока что весьма тяжело, особенно зрителем современным. Быть может, такие фильмы, как прошлогодний участник ММКФ «Реальность» Квентина Дюпье и нынешний «В тихом омуте» Брюно Дюмона приобщат народ, привыкший к жанровым костылям, к способам обходиться без них. И получать при этом удовольствие.

2048x1536-fit_fabrice-luchini-valeria-bruni-tedeschi-loute-bruno-dumont

Сюжет «В тихом омуте» вроде бы имеет традиционную детективную завязку: в некой всеми забытой бухте на территории Франции пропадают люди, бесследно и буквально на глазах у всех. На этом детектив заканчивается и начинается постмодернистский кич. Расследование исчезновений ведёт примечательная парочка: толстый, похожий на воздушный шар на ножках инспектор Нуда и его худощавый напарник Дану, смахивающий на рыжего Чарли Чаплина. На территории бухты проживают два колоритных семейства: Брефоры, которые в свободное от сбора мидий время с упоением кушают людишек, и Петегемы, вроде как утончённые буржуа, но при этом явно пребывающие не в себе. И на фоне этой весёлой картины разворачивается любовь лопоухого старшего сына из семейства каннибалов Малюта и андрогинной то ли дочки, то ли сыночки Билли из слабоумной семейки…

1280x720-UnG

Чувствуете градус безумия? В словах этот фильм передать реально очень тяжело. Это абсолютно постмодернистская штука, в которой автор, неугомонный жанровый экспериментатор Брюно Дюмон, просто плюёт на все законы построения сюжета и причинно-следственные связи. Поначалу смотреть фильм не просто непривычно, а даже дискомфортно: тебя будто бы выдергивают из знакомой среды обитания и закидывают в некое параллельное измерение, где всё перемешано в дикий винегрет, который распробуешь не сразу.

Местный юмор может поставить в тупик и даже отпугнуть неподготовленного зрителя. Очень много потешаются над пухлым инспектором: когда он ходит и шевелит конечностями, слышен звук, аналогичный тому, что издают надувные шары; кроме того, он очень часто и смешно падает, катаясь по земле. Вообще, падают тут много, и всегда совершенно нелепо, а потому и очень забавно. Тут дети-каннибальчики кушают, сидя за столом, человеческие пальчики и отказываются от добавки в виде ступни или кишок. Здесь очаровательная Жюльет Бинош, настоящая орхидея французского кино, выглядит как конченая дура, орёт как резаная и даже получает по лицу веслом. И даже смех над горбатым, тронувшимся умом отцом семейства Петегемов в исполнении неподражаемого Фабриса Лукини не считается запретным.

_ARP0706a

«Чёрт, да это аморальное кино!» — крикнет кто-то. Если так подумать, то да: здесь едят людей, а нам смешно. Глумятся над умственно отсталыми – и тоже смешно. Шекспир, глядя, как отчаянно потешаются над его «Ромео и Джульеттой», должно быть, просто намял синяки на боках, переворачиваясь в своем уютном гробике. И да, тут насмехаются над толстыми людьми, некрасивыми, над женщинами. Но – это не аморально. Просто тут мораль другая. «В тихом омуте» воспевает главный закон местной логики – максимальное отсутствие какой бы то ни было традиционной логики. Так что не пытайтесь судить этот фильм с точки зрения привычных нравственных ценностей.

Дюмон не ставил цель снять сюжетно оправданный фильм. Из картины практически невозможно вычленить какую-либо фабулу, или же она уткнётся в достаточно простой и прямолинейный детективный сюжетец, перипетии которого просчитываются в самом начале. Это кино, которое нельзя смотреть привычными глазами – иначе оно покажется несмешным, нелогичным и аморальным. А оно просто другое. Ну серьёзно, где вы в реальной жизни встретите таких странных персонажей, такую странную обстановку, такие странные законы мира? Ну так может и не стоит применять к этому фильму законы реальной жизни?

1463745288_2aa1f07649

В этом и вся прелесть и одновременно проблема фильма. Дюмон создаёт параллельную вселенную, которая живёт по своим законам и смеётся над нашей. И порой этот смех срывается на тупое «гыгыгы», а специфический юмор становится немного избыточным. Этакий аттракцион на несколько раз, во время просмотра вспоминаются старые чёрно-белые комедии от квартета братьев Маркс, в которых абсурд и безумие были возведены в куб, помножены на квадрат и обведены кругом: в ответ на просьбу персонажа дать ему печать («seal»), второй вываливал на стол тюленя. От такого зашкаливающего потока гениального бреда мозг угрожает свернуться в раковину улитки и запросить чего-нибудь потоньше да поизысканней. И если «В тихом омуте» вы ещё можете в будущем посмотреть в компании друзей, дабы дружно поржать, то второй такой фильм должен предложить что-то новое, чтобы оправдать своё существование. «Хаос – это лишь непонятый порядок», гласит эпиграф к фильму «Враг» Дени Вильнёва, тоже кстати абсолютно постмодернистскому. Но даже хаос должен быть разнообразным.

fabrice-luchini-dans-ma-loute-de-bruno-dumont

Тем не менее, посмотреть «В тихом омуте» совершенно точно стоит. Такие фильмы выходят нечасто. Мы отсмотрели его в рамках Московского Международного Кинофестиваля – советуем и вам не пропустить его в кинотеатрах.

75


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!