Ре-Пак #2: Сочувствие господину Месть

Мы продолжаем разговор о творчестве выдающегося южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука в рамках проекта «Кинодиссея». Уже в конце августа мы сможем увидеть новый фильм «Служанка», а сейчас предлагаем вам ознакомиться с первым стилеобразующим фильмом творца. Если «Объединённая зона безопасности», при всей своей крутости, был, положа руку на сердце, целиком коммерческим проектом, то «Сочувствие господину Месть» (дословный перевод оригинального названия – «Мстить буду я») положил начало культовой «трилогии о мести». Пак получил полный карт-бланш после своего коммерческого хита и, наконец, реализовал свою давнюю задумку.

Уволенный с завода глухонемой парень Рю отчаянно нуждается в деньгах на операцию по пересадке почки для своей сестры. Он мечется в поисках решения – доходит до того, что сам решается продать собственную почку, но его кидают, оставив без денег и органа. В общем, полный голяк. И тогда он, движимый гневом и жаждой мести своему бывшему боссу, из-за которого он оказался в таком тяжелом положении, решает вместе со своей подругой украсть дочь начальника, дабы потребовать за неё выкуп. Они не хотят делать ей плохо, они верят, что это «похищение во благо», если после они вернут ребёнка. Но, разумеется, всё идёт не так, как планировалось, и месть одного маленького человека запускает череду больших смертей…

parkchanwook

Вот что говорит сам Пак Чхан Ук о желании возмездия (не цитата, а сам смысл): «месть – это чувство, которое стоит держать в себе, ибо грезить об отмщении врагам приятно и помогает жить, но никогда нельзя давать ей волю и выпускать наружу». И надо отметить, что в этом больше смысла, нежели провокации. Он никогда не был Николасом Виндингом Рефном, желающим обратить на себя всё людское внимание – ровно наоборот, Пак явно неравнодушен к тому, что происходит в мире, но отнюдь не стремится к морализаторству. В этом отношении его фильмы – гипертрофированный натурализм на грани гротеска, ради которого он может долго и упоённо смаковать сцены жестоких убийств и расчленения тел. Не потому, что садист – а потому, что это вот такое у него восприятие мира.

18c414f6021e

Можно соглашаться или не соглашаться с его мнением в отношении чувства мести, но его нельзя выносить за скобки, ведь на нем основывается главный закон в «трилогии о мести». И в «СГМ» режиссёр показывает всю цепочку, которую влечёт за собой однажды выпущенная наружу злоба. Кровавая цепочка тянется за Рю, начиная с самого начала его злоключений – пострадают он, его сестра, дочка начальника, сам начальник. Никто не останется целым и невредимым. Злоба распространяется, как зараза, а в случае с нашим героем – он ещё и не слышит её проявлений (как-никак, он глухонемой). Пак Чхан Ук выстраивает безмолвный мир жестокости, в котором царят беззаконие и насилие, и увязывает это с дикой тягой человека к нормальной жизни, настолько необузданной, что ради благополучия и достатка человек готов отказаться вообще ото всего.

feature

Азиатский маньеризм, гротескная жестокость, трагичность всей сути человеческого существования – всё это выстраивается в удивительную по своей силе картину, в которой криминальные разборки сочетаются с эпизодами, полными страсти и романтики, кровь льётся за любовь, а убийство становится вынужденной мерой на пути к благу. И сам Пак Чхан Ук аккуратно, дабы не перегнуть планку и не пуститься в нравоучения, остаётся слегка в стороне, просто аккуратно расставляя акценты в нужных местах, чтобы фильм зазвучал как симфония о смерти и любви. И если «СГМ» — этакий разгон перед главным триумфом, героем нашего следующего обзора «Олдбой», где тема мести из бытовой зарисовки из жизни людей превращается в античную трагедию в обличье комикса.

mrvengeance2_original

Пару слов об актёрах. Щин Ха Гюн, который снялся в «ОЗБ» и всех фильмах «трилогии о мести», играет главного героя – и с ролью слегка отстранённого, но временами совершенно неуравновешенного парня справляется просто на ура. Хотя, безусловно, одеяло на себя перетягивает великий Сон Кан Хо, настоящее «лицо» южнокорейского кинематографа, который может одинаково хорошо воплощать в себе образы и болтливого придурка в «Хорошем, плохом, долбанутом», и одержимого грехом священника в «Жажде» (о ней речь у нас впереди), и не затеряться на фоне Криса Эванса в «Сквозь снег». Но здесь он однозначно играет одну из лучших своих ролей – разрываемый противоречиями начальник завода, который вынужденно прибегает к насилию, и следы этих страданий мы видим буквально в каждой мимической морщинке на его лице. Пэ Ду На, которую вы могли видеть в «Облачном атласе» и «Восьмом чувстве», играет экстравагантную девушку главного героя, не менее странную, чем он сам (для одного нашего одержимого читателя уведомляем – сисечки будут). Все актёры образуют удивительный, немного психопатичный ансамбль персонажей, которые источают безумие и вынуждают историю скакать в русле своего бешеного темпа.

65409778

 Первый авторский проект Пак Чхан Ука, «Сочувствие господину Месть» вряд ли, конечно, можно считать безусловным шедевром. Но сомнений в том, что это крепкая, цепкая, очень стоящая картина, ни у кого нет – и потому мы предлагаем вам получить удовольствие от её просмотра, а также подготовить себя к одному из главных блюд нашего «Ре-Пака» — «Олдбой»!

75


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!