Ре-Пак #4: Сочувствие госпоже Месть

После небольшого перерыва, мы продолжаем наш разговор о творчестве выдающегося южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука. Сегодня мы завершаем смотр его знаменитой «трилогии мести», которая заканчивается самым мрачным и депрессивным фильмом в фильмографии режиссёра – настолько, что после него он решил слегка повеселить народ и снял (почти) жизнерадостный «Я киборг, но это нормально», о котором мы поговорим в следующий раз. А сейчас прошу любить и жаловать – «Сочувствие госпоже Месть» (в оригинальном переводе, более верном идейно, «Добросердечная госпожа Кым Чжа»).

6747270

Вот уже 13 лет, как некогда добрая и безобидная, а ныне озлобленная на весь мир женщина сидит в тюрьме, куда попала по ложному обвинению в похищении и убийстве маленького мальчика. Вот уже 13 лет она вынашивает в голове план мести своему бывшему сожителю, учителю Пэку, который шантажом и угрозами в отношении её дочери заставил взять вину за его убийство на себя. В тюрьме она заработала авторитет доброй и отзывчивой женщины, склонила на свою сторону множество людей и убедила их в том, что её намерения всегда полны добродетели. И вот настаёт день, когда она выходит из тюрьмы для того, чтобы совершить вынашиваемый в течение 13 лет план мести Пэку, и для этого она готова привлечь, кажется, весь мир, заразив всех жаждой мщения.

1118full-sympathy-for-lady-vengeance-screenshot

Маньяк будет пойман – за этим занятием пройдёт без малого половина фильма. И здесь у нас есть все, за что мы полюбили «Олдбой» — напряженная атмосфера, жесткий, острый, как заточка, экшен, моральные копания по дороге. На наших глазах происходит заматывание катушки ярости: миловидная Кым Чжа на глазах зрителя превращается в жестокую, бессердечную машину для мести, которая, благодаря своим талантам и обаянию, захватывает в свои сети всё больше и больше людей. С удивительной достоверностью, которая даже немного пугает, Пак Чхан Ук показывает, как жажда мести, вынутая из глубоко затаённых колодцев человеческого сознания, распространяется подобно вирусу по сердцам людей. Жажда мщения заразительна, это один из самых желанных соблазнов, на который так легко поддаться, как бы говорит режиссёр. И зритель садистски усмехается и потирает ручки, следя за тем, как злодея наказывают по достоинству.

Gg0UXxn

Но это лишь одна сторона фильма. В полной мере «Сочувствие госпоже Месть» раскрывается именно во второй части, которая неожиданно даёт резкий крен в противоположном направлении от двух предыдущих фильмов. В «Сочувствии господину Месть» жажда наказания приводит к локальному апокалипсису, о котором персонажи и не успевают толком пожалеть. В «Олдбое» месть и вовсе вершится как некая запретная добродетель: она превозносится и её жажда удовлетворяется полностью. Но «Сочувствие госпоже Месть» внезапно ставит под вопрос то, что до этого казалось неоспоримым – моральное удовлетворение от совершаемой вендетты.

vengeancetrilogy-07

Та самая условная «катушка ярости», которая с таким удовольствием наматывалась в первой части фильма, начинает стремительно разматываться во второй, когда Кым Чжа, глядя на учинённый ею суд Линча над Пэком, задумывается о том, что её личная, кровная месть, которая касалась только её, в итоге выпускает наружу из людей таких страшных монстров, что цена этого наказания становится весьма сомнительной. И дело даже не в том, что «интимность» этого процесса оказывается нарушена, а в том, что, созвучно с «Сочувствием господину Месть», месть оказывается орудием дьявола, которое буквально разворачивает маленький локальный ад на Земле, а Кым Чжа оказывается «порталом» зла, проводником его в нашем мире. Проще говоря, под сомнение ставится моральная сторона мести: насколько вообще это запретное, но столь сладкое чувство оправдано. Находится логичный ответ на главный вопрос: можно ли давать волю мести? При этом, правда, остаётся вопрос, справится ли с этим сама Кым Чжа и люди, в которых она возбудило чувство кровавой справедливости. И поверьте – ответ на этот вопрос не оставит никого равнодушным. Скажем лишь одно – крови и боли будет много на протяжении всего фильма, в том числе боли душевной.

s_thumbs_406584503_792b4c9a1eebbf75deaef0b8d17e0e71

И, как уже говорилось ранее в «Объединённой зоне безопасности», для этого фильма Пак Чхан Ук выбрал в главные героини замечательную актрису Ли Ён Э, главную няшу на корейском телевидении, которая здесь радикально меняет свой образ. Её милое, очаровательное личико оказывается искажено гримасой злобы и желания возмездия, и буквально на наших глазах происходит удивительная трансформация из милой красавицы в угрожающую женщину-вамп. А в роли учителя Пэка играет Чхве Мин Сик (О Дэ Су из «Олдбоя»), который снова показывает чудеса актёрской игры и перевоплощения (маньяка он, кстати, потом сыграет ещё раз в ещё одном фильме про месть «Я видел дьявола»). Кроме того, в небольшой роли задействован Сон Кан Хо (директор завода из «Сочувствия господину месть» и северокорейский офицер в «Объединённой зоне безопасности»). Отдельно стоит отметить двух несправедливо обделённых вниманием в предыдущем обзоре удивительных актёров: Ким Бён Ока (белобрысый телохранитель Ли У Чжина), которого некоторые называют «корейским Удо Киром», и О Даль Су (самоубийца на крыше, где выкинули О Дэ Су).

lady-vengeance

«Сочувствие госпоже Месть» — удивительное органичное завершение трилогии о мести Пак Чхан Ука. Самобытный, мощный, красивый, надрывный. Есть немало людей, которые и вовсе считают его круче культового «Олдбоя», и их можно понять. Если «Старина» был эдакой вагнеровской одой мести, то «Добросердечная госпожа Кым Чжа» — скорее мрачная сарабанда, которая хоронит этот запретный плод, оспаривая его ценность. После этого фильма (получившего, кстати, два приза на Берлинском кинофестивале) уже ни у кого не оставалось сомнений, что Пак Чхан Ук – большой и самобытный режиссёр, за творчеством которого следует пристально следить.

95


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!