[Ретро] Splinter Cell — три зелёных глаза в ночи

Февраль 2003-го был ознаменован громким событием – взорам миллионов PC-геймеров явилась Tom Clancy’s Splinter Cell. На самом деле игра вышла в ноябре 2002-го на первом Xbox, но на этой главе её истории мы подробно останавливаться не будем.

2013-06-03_00001
Такой вот милый easter egg, напоминающий о другой важной игре от Ubisoft, вышедшей в том же году.

Чем же было так примечательно это творение? Под брендом старины Тома Клэнси до той поры выходили в основном тактические шутеры (серии Rainbow Six и Ghost Recon) да архаичные симуляторы подводных лодок (The Hunt For Red October и Red Storm Rising), основанные на одноимённых новеллах (за исключением Ghost Recon), в которых главную роль играл общий сюжет, а не какие-то отдельно взятые герои. В Splinter Cell же действие было сосредоточено вокруг чётко определённого круга персонажей и главного героя в частности. И если Metal Gear Solid был своеобразным японским ответом Джеймсу Бонду, то здесь же налицо ответ американский. Сэм Фишер – оперативник секретной службы «Третий Эшелон» – визитная карточка и лицо всей серии. Знаменитые «3 зелёных глаза» универсального прибора «всевидения», который использует во время операций Сэм, впоследствии стали самой популярной ассоциацией со словосочетанием Splinter Cell. И, конечно же, не последнюю роль в становлении персонажа Фишера сыграла его блестящая озвучка, выполненная канадским актёром Майклом Айронсайдом, чей послужной список на момент выхода игры переваливал за сотню разных фильмов и сериалов.

Сюжет игры в лучших традициях Клэнси изобиловал «клюквой», самым заметным проявлением которой стал главный антагонист – грузинский президент с аграрным именем Комбаян Николадзе, охота на которого занимала немалую часть проведённого в Splinter Cell времени. Не обошлось и без заговоров, политических интриг, этнических зачисток и ядерного оружия – нелёгкие шпионские будни были представлены во всей красе подобных произведений.

2013-06-15_00002
Конечно, можно было обойтись и без этого. Но они же сами напросились!

Всякий же знакомый не понаслышке с жанром stealth игрок, садясь впервые за Splinter Cell, сразу же примечал знакомый ещё по серии Thief индикатор видимости. Игра со светом и тенью решала судьбу здесь так же, как и в знаменитом симуляторе вора, разве что вместо стрел и дубинок Сэм был вооружён пистолетом с глушителем и автоматом SC-20K, к которому полагались разные примочки вроде зарядов электро-шокера, а также разными гранатами и минами, отмычками и оптическим кабелем, для разведки обстановки за закрытыми дверьми. Кстати, позже эта возможность появилась и в дилогии Rainbow Six: Vegas.

scpt_r9800_1
Такой красотой встречала игрока Pandora Tomorrow. Природных пейзажей в ней вообще стало ощутимо побольше.

В марте 2004-го вышло продолжение – Splinter Cell: Pandora Tomorrow, только делала её не монреальская, а шанхайская студия Ubisoft. Несмотря на некоторую вторичность, игра была правильным продолжением – миссии стали ещё интереснее и зрелищнее, а стелс – насыщеннее. К примеру, в одной из миссий нужно было лезть по внешней стороне вагона идущего поезда, не показываясь в окна в тот момент, когда рядом с ними кто-то есть – каково, а? Игровой процесс избавился от некоторых нелогичных условностей – теперь стало возможно открывать двери, попутно занимаясь перетаскиванием тел поверженных противников в тёмные углы, для использования оптического кабеля или отмычек больше не надо было выбирать их в инвентаре, а для привлечения внимания противников Сэма научили свистеть. Кроме того, здесь же дебютировал отличный мультиплеерный режим Spies vs Mercs (который затем перебрался и в третью часть).

Казалось бы, вот он – идеал.

scct2
Открой личико, Сэмми!

Но ещё через год, в 2005-ом вышла третья часть серии – Splinter Cell: Chaos Theory, вновь сделанная «отцами» серии из Ubisoft Montreal. «Теория Хаоса» стала настоящим апогеем и венцом развития серии, каждому её аспекту уделили немало внимания. В отличие от совершенно линейных предыдущих частей, здесь наконец-то появились разные способы достижения поставленных целей, и во многие ключевые места на уровнях можно было добраться с разных точек и разными способами. Перед миссией позволили выбирать арсенал, который будет определять стиль игры – агрессивный, сбалансированный или скрытный. Вдобавок к уже знакомому индикатору видимости прибавился ещё и индикатор издаваемого звука и уровня общего шума, чтобы можно было сразу и безошибочно определить, услышат ли нас противники. Саундтрек стал более экстравагантным, и если в первых частях Майкл Ричард Плоумэн и Джек Уолл создали просто хорошее аудио-дополнение к общей картине, то в «Теории Хаоса» бразильский гений электронной музыки Амон Тобин выложился на полную катушку, создав неповторимую музыкальную атмосферу для каждого уровня. Стоит ли говорить, что это была самая высокооценённая игра серии, которая пришлась по вкусу как критикам, так и игрокам. Кстати, переиздание Chaos Theory есть для консоли 3DS, а ещё вся оригинальная трилогия доступна обладателям PS3 в виде Splinter Cell Classic Trilogy HD.

SCDA
Такие надписи не редкость и в предыдущих частях, учитывая клюквенность всей серии, но вот почему-то именно «отсутствие курить» стало мемом.

Далее начались разброд и шатания. Четвёртую часть – Splinter Cell: Double Agent – сделали почему-то в двух разных версиях, причём «лучшей» считается та, что вышла на старом поколении консолей – PlayStation 2, Xbox и Wii, а разрабатывали её «отцы» серии из Ubisoft Montreal. Старшая версия досталась, соответственно, обладателям Xbox 360, PlayStation 3 и PC и была сделана студией Ubisoft Shanghai (которая ранее выпустила Pandora Tomorrow). Реакция публики была уже неоднозначной, поскольку концепция игры слегка изменилась и ушла от привычных пряток в тени, а Сэм стал работать сразу по две стороны баррикад.

scc
Sam, what’s wrong with you? Sam! SAAAAAAM!

Пятое явление Фишера пришлось ожидать куда дольше обычного. За время разработки Splinter Cell: Conviction точно пережила как минимум одну смену концепции и переосмысление основ серии. В результате вышла игра, которую с прошлыми частями связывало разве что название и слегка постаревший главный герой, который на сей раз больше походил своим поведением на неуравновешенного Джека Бауэра из сериала «24». Впрочем, сюжет подсмотренный в одном из лучших телешоу вряд ли можно отнести к недостаткам, а вот с пресловутой сменой концепции Ubisoft, похоже, всё-таки прогадала. Прощайте, хитроумные шпионские гаджеты, прощайте, индикаторы, прощайте, интереснейшие уровни, продуманные до мелочей. Изначально игра должна была стать «социальным стелсом» в духе Hitman или Assassin’s Creed, но в более широких масштабах, однако, в какой-то момент всё пошло не так, и получилось бледно-серое подобие Gears of War с бесконечными боеприпасами для пистолета, в котором не осталось практически ничего из того, за что многие игроки полюбили первые похождения Фишера.

На ближайшей неделе выходит новая большая часть серии – Splinter Cell: Blacklist. По имеющимся в сети многочисленным материалам можно с уверенностью сказать, что это будет Conviction 2.0, который безусловно понравится тем, кому нравился сам Conviction, для остальных же вряд ли в игре будет что-то интересное. Разве что возвращение мультиплеерного режима «Шпионы против Наёмников» может порадовать истосковавшегося фаната. Действительно ли это правда? Узнаем через неделю и обязательно расскажем в нашей рецензии.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!