Ретроспектива: Виртуальная реальность прошлого века

За последнее время виртуальная реальность стала весьма популярной темой. Многие компании занимаются разработкой своих версий виртульного шлема: Oculus Rift от Oculus VR, Gear VR от Samsung, Project Morpheus от Sony. Но первые подобные устройства появились давно — ещё в прошлом веке.

Началось всё с Мортона Хайлига, режиссера по профессии. В 1962 году мысль показать больше, чем показывает обычная двумерная картинка,  привела его к созданию машины под названием Sensorama. Человек, воспользовавшись ей, должен был почувствовать себя водителем мотоцикла, передвигавшимся по Бруклину. Сидение было оборудовано вибромоторами, вентиляторы имитировали встречный ветер, а экран транслировал изображение, снятое одновременно тремя камерами. Таким нехитрым способом достигался эффект присутствия.

sensorama-1

Несмотря на использование революционной технологии, проект Мортона провалился. Никто не рискнул вкладывать в него деньги.

А в 1968 году профессор Гарвардского университета Айвен Сазерленд и его студент Боб Спроул сделали первый шлем виртуальной реальности. Из-за больших размеров, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому шлем получил название — Дамоклов меч.

06_02

Долгое время разработкой устройств виртуальной реальности занимались военные, и простым людям эта технология была недоступна. Так продолжалось до 1994 года. В этом году американская компания Forte Technologies разработала первый VR-шлем ориентированный на массовое пользование: VFX1.

maxresdefault

Разработчики обещали выпустить дополнительные устройства манипулирования, в том числе жилеты и перчатки. Это была амбициозная попытка вывести шлемы виртуальной реальности в массовое использование. Создателям удалось договориться с многими производителями видеоигр, а успешная рекламная компания позволила устройству стать популярным.

Следующую попытку объединить виртуальную реальность и видеоигры сделала Nintendo. В 1995 году компания выпустила портативную консоль Virtual Boy. Особенностью этого устройства было то, что оно использовало монохромное устройство изображения на основе красных светодиодов. Это позволяло сэкономить  на производстве и на энергопотреблении.

672506virtualboy

Увы, система провалилась. Консоль оказалась не такой уж портативной — для игры требовалась ровная поверхность. А черно-красный экран не слишком привлекал игроков и вызывал сильную усталость глаз.

В этом же году компания Virtual I/O выпустила очки виртуальной реальности. I-Glasses предполагалось использовать в создании домашней развлекательной системы — очки подключались ко множеству устройств, будь то компьютер, телевизор, или видеомагнитофон. Это было стильное и легкое (~300 грамм) устройство. Некоторые стоматологи стали применять эти очки, чтобы пациент мог расслабиться во время процедуры.

ma2125a-660x431

В 1997 году на рынок виртуальной реальности вышла Sony со своми очками Glasstron. Устройство позиционировалось как переносной 30-дюймовый монитор и не поддерживало стереоэффекта изображения. Отдельным модулем поставлялся трекер позиции головы. Он представлял собой устройство, подключаемое между компьютером и мышкой. Система отслеживала повороты головы и переводила их в движение курсора.

Sony Glasstron PLMS700 3956

И таких устройств достаточно много. Некоторые из них обрели успех, некоторые провалились. Есть те, которые так и не вышли из статуса прототипа. Но только сейчас они становятся достаточно доступными: каждый может сделать себе шлем с помощью смартфона и Google Cardboard. В скором времени VR-шлем станет такой же обыденностью, как геймпад или руль.

Максим Миронов


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!