Splinter Cell: Blacklist — Джэк Бауэр в роли Сэма Фишера

Давайте признаемся самим себе — на фоне могучего Metal Gear Solid теряются все без исключения стелс-конкуренты. Многоуровневый конструкт Хидео Кодзимы, который занял половину его жизни, столь разный и при этом от части к части становится всё лучше в каждом из элементов. Вы спросите, а при чём тут MGS вообще в рецензии Splinter Cell? Видите ли, тут такое дело — серии всегда шли рука об руку и постоянно сталкивали лбами любителей крестовых форумных походов. Да и самой Ubisoft, которая никогда не скрывала свою любовь к продукции Хидео, всё-таки хотелось как-то отойти от прямых сравнений двух в общем-то по-своему выдающихся серий.

 006

Во многом именно это объясняет очень странный поворот под названием Conviction. На фоне почти совершенного Metal Gear Solid 4 серия про трёхглазые очки стала смотреться весьма блекло, а с выходом Assassin’s Creed и вовсе назрела чисто рыночная необходимость развести два супербрэнда Ubisoft по разным углам, чтобы они словно две хитрые змеи не стали пожирать друг дружку. Как итог: более или менее тихий стелс отошел в лапы Эцио и его потомкам, а Сэма Фишера из кошачьего изящества тени и света вытащили на экшен-тропу, изрядно почерпнувшую идей из сериала «24 часа». Лично я не могу сказать, что метаморфоза была неправильной. Наоборот, некоторые фанаты (включая автора) видели себе развитие серии именно таким, потому что на поле чистого стелса после блестящего Chaos Theory идея пряток в тени поистёрлась.

Правда эта идея, как и все задумки Ubisoft той поры (Far Cry 2, Prince of Persia), была отличной, но реализация хромала, а неуклюжие попытки оставить в игре стелс только портили не самую пряморукую экшен-составляющую. На этом фоне терялся как неплохой сценарий, так и няшка Майкл Айронсайд, который весьма уверенно отыгрывал сурового и беспощадного, а главное — очень агрессивного Фишера.

120604_4pm_scbl_sc_sp_e3pk_12_22331

Что же такое тогда Blacklist? Выражаясь образно, это чёрный список методично истреблённых разработчиками ошибок. Фактически — это то, чем в идеале должен был стать Conviction: игра с хорошей экшен-составляющей, относительно неплохим (хоть и рудиментарным на фоне Splinter Cell: Chaos Theory) стелсом и чётко работающим сочетанием двух механик. К тому же в этот раз вопреки устаревшему движку на совесть поработали левел-дизайнеры и художники, а искусственный интеллект стал более или менее чуток к издевательствам игрока. Впрочем, обо всём по порядку.

Начнём с того, что волнует заметную часть фанатов Splinter Cell — скрытное прохождение. Оно есть и даже весьма неплохо работает. Стелс-механика в игре является прямой наследницей Chaos Theory (фирменное выбивание лампочек вернулось), хотя конечно является заметно более щадящей. Враги потупее, дизайн уровней менее запутан, а часть решений слишком очевидны. Конечно же, с полным исключением из арсенала игрока волшебных кнопок F5 и F9 это логично — не всегда хочется переигрывать с чекпоинта этап из-за досадной ошибки, однако некоторых хардкорных фанатов серии такой расклад может огорчить. И да, до разработчиков дошло, что обесцвечивание картинки при “нычке” в тень было самым дебильным художественным ходом за всю историю жанра, потому теперь картинка не прыгает, а о том, что Сэм надёжно укрыт тенью сообщают индикаторы на костюме агента.

141

Экшен-составляющая тоже была заметно переработана. Теперь стрельба реализована очень приятно, механизм “отметь и казни” работает удачно и не является решением всех проблем на уровне, а противники узнали о существовании таких понятий, как “фланг” и “гранта”. Если проходить игру агрессивно, то ближайшим аналогом будет, наверное, Rainbow Six: Vegas. Не самый дурной пример, честно говоря. Более того, в игре есть практически неприкрытые шутерные реверансы в сторону RS, равно как и откровенные экшен-миссии в кооперативе, но едва ли они кого-то напрягут. А в сингле таким отрезкам вообще удаётся немного раскачать застоявшийся спокойный тон игры. Но тут уж на любителя. Управление как при прятках в тени, так и при разгромной вечеринке максимально чёткое, а многоступенчатая система апгрейдов и три слота для выбора снаряжения под каждую миссию дают заметный простор для творчества. И к тому же здесь никогда не возникает проблемы большей части современных игр — куда потратить валюту? Апгрейдов достаточно много и все они разные.

614208_20130129_screen008

Тем не менее, господа, не стройте каких-то иллюзий насчёт идеального стелса или безупречного экшена. Они в Blacklist просто хорошие. А вот что здесь можно назвать изюминкой — это стиль прохождения “Пантера”, который является совмещением продуманного стелса и чёткого экшена, то есть той самой игровой реализацией сериала “24 часа”. Валить противников тихо, но при этом навсегда, доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Способствует этому и отличный дизайн уровней, и  то, что Blacklist не назначает штрафов за летальность.

Что особенно радует после Conviction — это путешествия по различным локациям во всех уголках земного шара, которые с любовью нарисованы и с умом воплощены во что-то играбельное. Больше никаких унылых закоулков Вашингтона и обшарпанных складов: Иран, дождливый Лондон, Южная Америка… Каждая локация почти как живая, с морем приятных мелочей и визуальных нюансов. И это только одиночная игра! В кооперативе вас ждёт ещё больше приключений. Не будем, однако, забегать вперед. Скажем только, что сетевая составляющая SC: Blacklist столь всеобъемлюща, что заслуживает отдельного материала.

SCB_Screenshot_COOP_SamBriggs03-2

Однако, даже в этот раз не обошлось без лёгкого подглядывания в сторону MGS. Оперативный штаб Фишера, где можно слушать диалоги, звонить дочурке (ура, наконец-то!) и выбирать апгрейды и миссии — это до жути похожий на Nomad из MGS 4 самолёт. Считать ли это просто приятным реверансом или совпадением? Даже и не знаешь.

Вопреки тому впечатлению, которое может сложиться из этого материала — игра далека от идеала. Остросюжетный сценарий хорош, но время от времени изобилует дырами и странными ходами, сильная привязка финансовой модели к сетевой игре поначалу может многих отпугнуть, а не очень вдумчивое обучение вынуждает геймера самому ковырять просто гору первичного контента, что без должных пояснений отнимает много времени.

e3-2012-tom-clancys-splinter-cell-blacklist-screenshots_

Ну и самое главное — не все примут новый образ серии, равно как и новый голос Сэма Фишера (хотя в весьма неплохой локализации остался Валерий Сторожик). Но тут уж как есть, так есть. Однако отрицать то, что впервые за долгие годы Сэм Фишер удостоился по-настоящему интересной и, главное, сделанной не через одно место игры ну вот никак не получается и остается только верить, что Ubisoft не соскочит с позитивной волны в угоду другим сериям.

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!