Куда дальше двигаться российскому кино?

Говоря о любителях российского кино, обычно подразумевают либо совершенно несведующих людей, либо клинических (то есть отбитых наглухо) патриотов, либо просто странных и пугающих индивидов. Следить за состоянием дел у отечественных кинематографистов успевают только специалисты. А ведь этот год для российского кино вышел необычным и во многом удачным.

«Левиафан», реж. Андрей Звягинцев.

Самое значимое событие — это непрекращающиеся победы «Левиафана» Звягинцева на всех престижных премиях подряд и как триумфальное завершение марафона — попадание в шорт-лист Оскара за лучший иностранный фильм. Кроме него, Андрей Кончаловский получил в Венеции приз за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Из важных премьер критикам хорошо зашли: «Звезда» Анны Меликян, «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, до этого блеснувшего своими «Рассказами». Из интересного вышли также необычный «Велкам хом», действие которого происходит в Америке, а герои при этом русские, и тяжёлый и реалистичный «Класс коррекции» дебютанта Твердовского.

«Класс коррекции», реж. Иван Твердовский.
«Класс коррекции», реж. Иван Твердовский.

С другой стороны, большая часть лент продолжала познавать глубины. «Солнечным ударом» Михалкова, который традиционно оверхайпал одиозный режиссёр-сценарист-гений, критики остались в среднем недовольны. Стандартные комедии, такие, как «Корпоратив», «Выпускной», «Кухня в Париже», оказались либо средними, либо сильно ниже того. «Горько 2» собрал на 10 миллионов баксов меньше первой части, и стало ясно, что в третьей раз этот фокус вряд ли прокатит. Не стоит забывать и об абсолютном лидере антирейтинга года — «Кавказская пленница!» оказалась, возможно, худшим кино во всемирной истории. После такого стоит остановиться, задуматься, куда же идти дальше, и проанализировать накопленный опыт.

«Кавказская пленница!», реж. Максим Воронков.
«Кавказская пленница!», реж. Максим Воронков.

Важным фактором признания национальных кинематографических достижений являются международные премии. В качестве лакмусовой бумажки возьмём Оскар за лучший иностранный фильм (там нюансов в механизме выбора победителя меньше). С тех пор, как  появилась страна под названием Российская Федерация, фильмы российского происхождения четыре раза были включены в шорт-лист, и один раз наше кино получило премию («Утомлённые солнцем» в 1994 году опять-таки Михалкова), это всё, не считая «Левиафана». При этом на премию Киноакадемии в разное время выдвигали практически все патриотически ориентированные фильмы, в том числе «Предстояние» всё того же Михалкова, «Белый тигр» Шахназарова, «Сталинград» Фёдора Бондарчука и «Край» Алексея Учителя (все они в шортлист не входили). С другой стороны, в шорт-лист попадало более авторское кино: «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, «Вор» Чухрая, «12» Михалкова и вот теперь ещё и «Левиафан».

«Утомлённые солнцем», реж. Никита Михалков.
«Утомлённые солнцем», реж. Никита Михалков.

Эпические картины с большим бюджетом в последние годы в России, как известно, получаются, несмотря на подражательство, непохожими на западные образчики жанра. Не существует школы блокбастера, такого кино просто не производилось в СССР («Война и мир» — это, конечно, совсем не то). Тогда почему под развитием индустрии режиссёры понимают именно создание новых дорогостоящих экшенов? В стране цвела театральная культура, множество талантливейших драматических актёров снималось в кино, а мы всё гоняем танки по отрисованным декорациям.

И ведь в стране появляется всё больше молодых режиссёров, снимающих кино, близкое к человеку, эдакого «сандэнсовского» формата. Сегал, Меликян, снявшая, кстати, в 2007 году «Русалку», выдвинутую на Оскар; Оксана Бычкова, она хоть и родом из Украины, но её «Питер FM» — явно российское кино; и так далее. Жаль, что финансы для такого кино удаётся найти лишь с большим трудом, а деньги не отбиваются из-за ограниченных прокатов.

Вопрос лишь в том, готов ли российский зритель к фильмам с диалогами и мыслью, но без танков и военных действий. И тут мы подходим к краеугольному вопросу: что такое для отечественного потребителя кино, на которое он готов купить билет, аттракцион имени зрелищности или же жанр искусства?

UPD: В процессе написания этого материала «Левиафан» Звягинцева получил Золотой Глобус как лучший иностранный фильм.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!