«Смерть Супергероя» Энтони МакКартена, или как перестать бояться

Donald (Thomas Brodie-Sangster) and his alter ego.

I’m as corny as Kansas in August,
Entoni_Makkarten__Smert_supergeroyaI’m as normal as blueberry pie.
No more a smart little girl with no heart,
I have found me a wonderful guy!

Tex Beneke & Margaret Whiting

Дональду Делпу четырнадцать. Он обычный подросток с обычными потребностями: видеоигры, боевик 16+, секс… У него есть родители, которые очень его любят, и старший брат, который та еще задница. А еще у Дональда рак. Лейкемия в последней стадии. В общем-то, и жить ему осталось всего ничего.

Знаете, некоторые произведения, будь то фильмы, книги, видеоигры или даже комиксы, совершенно переворачивают привычное ощущение реальности. Настолько, что в голову лезет: «А всё ли я вообще в жизни делаю правильно?» Или любая другая мысль, в результате приводящая к катарсису.

Катарсис.

Это было давно, но, признаться, автор этих строк поначалу относился к комиксам не то чтобы скептически или предвзято (это было довольно сложно из-за детства, проведенного с выпусками Черепашек от «Махаона» и томиком «Эльфквеста»), но из-за отсутствия сознательного опыта в чтении оных, воспринимал их скорее как форму, нежели как содержание. До этой книги. После – как будто провел энное количество времени под водой, а потом наконец, вынырнул и сделал вдох.tumblr_ni2gflfZW61s8w2axo9_500

«Смерть Супергероя»  Энтони МакКартена, несомненно, — роман. Написанный, конечно, в стиле киносценария, с «монтажными стыками» и указанием места и времени действия очередной сцены, но именно подобная структура позволяет идти по той тонкой грани, что разделяет кино, прозу и комиксы.

К последним можно относиться по-разному. Можно воспринимать их как картинки, можно ценить как высокое искусство, можно почитывать, чтобы убить время, или коллекционировать, сдувая с них пылинки и храня в пластиковых контейнерах. Можно даже попытаться понять, что такое комикс. Для этого есть прекрасный Скотт Макклауд. Но если вы захотите понять, для чего нужны комиксы, я бы молча дал вам в руки эту книгу.

Потому что «Смерть Супергероя» — это комикс. Без картинок, без привычных нарисованных облачков текста над головами персонажей, даже без обтягивающих ярких костюмов. Но это раскадровка в вашей голове, внутри которой еще одна раскадровка, которая в альбоме мальчика, одержимого злобой и одиночеством, но больше всего — страхом. Способного именно в такой, самой доступной для него форме рассказать миру о том, что на самом деле происходит в его голове. В той форме, которую понять могут только способные смотреть куда глубже картинок с текстом, и это вовсе не значит, что они будут родней.

Потому что Чудо-Человек, придуманный Дональдом — это и есть он сам. Мальчик, которому страшно не потому что он знает, что скоро умрет, а потому что он не знает, что такое Смерть. И потому что все взрослые серьезные люди вокруг знают лучше. Тебе же 14, что ты вообще понимаешь. Рак — это плохо, ты должен бороться, ах бедный, бедный мальчик…

Конечно же, в таком положении подросток будет стараться извлечь как можно больше выгоды. В реальности.

А на страницах комикса в альбоме неуязвимый Чудо-Человек спасает людей не потому что он герой, а потому что ищет смерти.

Эта книга написана специально в форме сценария. В некоторых сценах события, происходящие с Дональдом моментально дублируются в его голове схватками Чудо-Человека с противниками. Здесь место действия и события гораздо важнее, чем живописное описание онкологической больницы или придорожной бургерной. Представьте это сами, потому что Дональду плевать.

Еще «Смерть Супергероя» — это комикс о любви, которая творит чудеса. Только сила любви позволяет отражать убивающие заклятия или принимать тот факт, что ты скоро умрешь. Только любовь способна даровать смирение.

И изменить человека. Дональд меняет всех вокруг: брата-задницу, родителей, в конце-концов. Но сильнее всего — тех, кто с самого начала стремится к пониманию. Например, нанятого родителями танатолога, который должен сделать… что? заставить его бороться? Или подготовить к сами-знаете-чему? Чего вообще добивались родители, прибегая к услугам этого специалиста?

А он пытается понять этого паренька. Его мысли, чувства, желания, в конце-концов. И сам сталкивается с зашоренностью «Делайте-то-что-должны-потому-что-мы-знаем-лучше-что-вы-должны», и стереотипностью мышления людей вокруг.

И только один мальчик, у которого и времени-то осталось всего ничего способен показать, что все ваши убеждения и ценности не стоят ни черта.

Комиксы для Дональда — это единственный способ признаться в любви родителям, обнять их и сказать, что все хорошо. Потому что на самом деле все совсем не хорошо. Потому что даже Чудо-Человек уязвим. Потому что все мы ищем покой.

Death-of-a-Superhero-6

P.S. Я не могу не упомянуть здесь некую душевную That Dragon, Cancer, несмотря на то, что последняя увидела свет гораздо позже книги. При этом я не знаком лично с этой игрой (игрой ли?), но абсолютно уверен, что упоминание быть должно. И дело даже не в одной тематике двух произведений. Эта связь гораздо глубже. На уровне беспомощности наблюдателей. Потому что в конце-концов мы все равно проиграем.

P.P.S. По этой книге был снят полнометражный фильм с Томасом Сэнгстером и Энди Серкисом, но особой популярности не снискал. Собственно, за неимением арта к книге все картинки к данному тексту взяты оттуда.

P.P.P.S. Пожалуй, я бы рекомендовал еще послушать арию Далилы из оперы «Самсон и Далила», которая красной нитью проходит через всю книгу, создавая необходимую атмосферу.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!