The Vanishing of Ethan Carter — Когда Спящий проснется

Отошедший от дел частный детектив Поль Просперо, обладающий способностями ясновидения, получает письмо от мальчика Итана Картера, где тот просит о помощи. Мальчик явно в беде, и детектив приезжает в Долину Красных Ручьев (Red Creek Valley) узнать, что же всё-таки случилось. Немного побродив по лесу и окончательно заблудившись, детектив выходит к старой железнодорожной ветке, на рельсах которой обнаруживает чьи-то отрезанные ноги. Так начинается самая красивая и удивительная история, которая разворачивалась в видеоиграх в этом году.

«The Vanishing of Ethan Carter (Исчезновение Итана Картера)» — это классический мистический детектив, длящийся, в зависимости от вашего умения ориентироваться на местности и умения решать несложные загадки, от сорока минут до пяти-шести часов. Немного, да, но больше и не требуется, поскольку, геймплея, как такового, в игре нет вовсе.

Как и Dear Esther или Gone Home, «Исчезновение» представляет собой скорее рассказ, чем игру, замаскированную под ходьбу по красивой местности. Иногда смотрите сюжетные ролики, а иногда голос за кадром от лица протагониста объясняет вам происходящее.

2014-09-28_00029

В отличие от «Эстер» и Gone Home, в «Картере» есть возможность заблудиться или вовсе не понять, что делать — как предупреждают сами создатели, «игра представляет собой нарративный опыт, который ни к чему вас не обязывает». Все умозаключения вы делаете сами у себя в голове, игра лишь дает подсказки (местами весьма и весьма ненавязчиво), куда идти и что делать. Даже основы механики — ясновидческие способности Просперо, позволяющие вам находить улики — никак не объясняются и не комментируются, догадывайтесь сами.

Элемент, собственно, самой игры тут единственный — сбор и сопоставление улик, сделан достаточно бездарно и явно не в угоду геймплею. Классические point’n’click квесты и даже недавний провальный Murdered: Souls Suspect делали свою задачу — развлекать игрока, интересней. Тут же во главу угла поставлен сюжет и невероятная, тягучая атмосфера заброшенных где-то в горах домов и поселений. Первую половину такой атмосферы делает графика.

2014-09-28_00026

Создатели The Vanishing of Ethan Carter — три поляка из The Austronauts решили сделать ставку на не модную нынче в видеоиграх технологию снятия точных координат изображений — фотограмметрию, обычно используемую в картографии и киноиндустрии. Технология старая, известна еще с XIX-го века и, в отличие от дорогущего лазерного сканирования (используемого, например в скоро выходящей Everybody’s Gone to Rapture от создателей Dear Esther и при сканировании лиц актёров в Alien Isolation), фотограмметрия позволяет при наличии минимального бюджета и всего трёх оборудованных фотокамер (обычной, инфракрасной и термографической) получать фотореалистичные текстуры для игр. Сделав 50 снимков одного и того же объекта с разных сторон и при наличии специального софта, можно создать ассеты для видеоигры, которыми можно гордиться.

Недостатки технологии очевидны — работает она только на реально существующих предметах, поэтому создать фотореалистичного мозгового слизня для Half-Life 3 вряд ли получится. Захватывается объект вместе с освещением — поэтому для игр со сменой дня и ночи такая технология не подойдет. И наконец — сложность. Достаточно тяжело и долго переводить сфотографированный камень, состоящий из тысяч полигонов в простой объект для видеоигры. По счастью, разработчики из The Austronauts никуда не торопились и делали своего «Картера» целых три года.

Результат? Он поражает. Не погрешу против истины, если скажу, что The Vanishing of Ethan Carter — самая реалистично выглядящая инди-видеоигра на сегодняшний день. Лес еще никогда не был настолько правдивым, текстуры деревянного дома поражают воображение, и где-то минут через пять игры вы окончательно сломаете кнопку «снять скриншот».

2014-09-28_00073

Второй половиной тягучей, вязкой атмосферы истории про пропавшшего мальчика, служит саундтрек. Он ненавязчивый и именно такой, какой надо в мистическом детективе — вызывает чувство оторопи и желания оглядеться, потому что кажется, что за вами кто-то следит. Когда надо — жутковатый, когда надо — сказочный, а когда надо — радостный и ободряющий.

Ну и сюжет, конечно. Как сказал в своём твиттере наш котонавт Макс Зарецкий: трём полякам удалось лучше передать атмосферу Alan Wake, чем сорока финнам из Remedy. И это черт возьми, правда — сюжет тут нечто среднее между Стивеном Кингом, Говардом Лафкрафтом, эпизодом какого-нибудь Твин Пикса и тем самым Аланом Вейком, являющимся компиляцией всего этого. Как и в случае «Тени над Инсмуттом» или «Участи Салема», всё происходящее тут — совсем не то, чем кажется на самом деле, а финальный сюжетный твист способен если не удивить, то хотя бы не разочаровать. Вдобавок, тут есть тот самый нарративный элемент, который так сложно описать в рецензии и не заспойлерить всю игру.

2014-09-28_00028

Не пожалейте денег, купите «Исчезновение Итана Картера», и она окупится вам сторицей.

90

PS: Саундтрек игры на ютубе, если надо кому.

PPS: Игра очень своеобразно воспринимает 5.1 акустику, выводя все звуки на сабвуфер, поэтому сразу переключите звук на стерео.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!