The Bureau: XCOM Declassified — Скалдер и Молли против Зла

Когда в 2010-м стало известно, что по тактической пошаговой стратегии XCOM сделают шутер от первого лица и делают его бывшие авторы Bioshock 2, студию 2K Marin не пинал только ленивый. Действительно, до выхода шедеврального Enemy Unknown от Firaxis Games тогда оставалось еще два долгих года и в римейки игры 1994-го года никто не верил. Да и где тут тактика? Откуда сеттинг 50-х? Почему всё нарисованное, как в комиксе, что это за cell-shading? Было чему удивиться. В конце-концов, шутер? С моими рыбоглазыми пришельцами? Not on my watch!

Потом разговоры о шутере поутихли, сменилось и название. Игра стала называться просто «Бюро». Все поклонники «Секретных материалов» вспомнили, что так обычно называют ФБР. Ходили слухи о том, что в игре надо будет что-то «расследовать», а сюжет будет сильно расширен и будет дополнять сюжет «тактического» римейка. Информация по игре менялась каждый месяц — даже окончательное название игры, The Bureau, мы узнали только в апреле 2013-го, что для игры, которая выходит уже в августе, смерти подобно — лихорадочная работа маркетинга и рекламщиков ни одну студию не доводила до добра.

И вот игра вышла и профильная пресса её просто раскатала.

Как так?

Да просто. Игре не повезло с самого начала. Еще в 2006-м году началась разработка концепции римейка XCOM. Студия 2k Games, тогда еще не успевшая зарекомендовать себя «играми года», всерьез подумывала выпускать две игры — System Shock 3 (концепт которого десять раз поменялся и превратился как раз в Bioshock) и римейк «Икс-Кома». Было решено сделать сразу два римейка, чтобы наверняка — Firaxis клепает «тактику», а Irrational и 2k Marin — «шутер».

XcomGirlRebel
XCOM образца 2006-го года

 

Первые утекшие в сеть концепт-арты демонстрировали нам общую «детскость» игры, мультяшный вид персонажей, что уверенности в том, что всё будет хорошо, не прибавляло.

О игре забыли на три года, пока в 2010-м её снова не анонсировали, но теперь уже как фантастический шутер от первого лица. Авторы заявляли что вдохновлялись (!) Silent Hill и вообще — в истории XCOM, где, я напомню, командир сверхсекретной военной базы противостоит пришельцам из космоса в условиях ограниченности ресурсов, достаточно по-настоящему мрачных моментов.

Никто не спорит, но… Silent Hill? Вы серьезно, ребята?

Действие перенесли в альтернативные 1950-е, где технологии уже скакнули до компьютеров и планшетов, а люди уже летали в космос — всё с налётом легкого такого ретрофутуризма, а-ля Fallout.

На скриншотах тем временем, творилось безумие — пришельцы здесь выглядели, скорее как Монолит из «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика, распадаясь при случае на квадратики и треугольники. Черная жижа ела людей, а люди бегали от черной жижи. Наших любимых рыбоглазых «мистеров Серых» не было.

После объявления себя шутером, игра снова пропала с экранов радаров еще на два года, в 2k шла борьба за место под солнцем, в результате чего «Иррационалы» стали и дальше делать свой Биошок, Firaxis также трудолюбиво делали «тактику», а их австралийско-калифорнийское подразделение — 2k Marin допиливали XCOMный шутер.

У команды так часто менялись приоритеты, что до самого конца не было понятно, что в итоге получится. Из 1950-х, сюжет игры скакнул в 1962-й, где должен был стать приквелом к событиям игры Enemy Unknown. Ретрофутуризм и стиль рисования а-ля комиксы ушел в прошлое вместе с Cell-Shading. «Серые» пришельцы также благополучно вернулись.

От концепции шутера от первого лица отказались чуть-ли не в самый последний момент, в середине 2012-го за год до релиза, что на качестве игры сказалось довольно сильно.

005

В результате я вот смотрю на The Bureau сейчас и не очень понимаю что мне с этой игрой делать. Хвалить или ругать?

С одной стороны ругать хочется и довольно сильно — у нас тут просто ошметки от разных других игр, напиханные в случайном порядке. Серьезно, последний раз вот так «из кусков» игру собирали в Aliens: Colonial Marines и мы все помним как всё это вышло. С другой стороны хочется и похвалить, потому что за год 2k Marin удалось почти невозможное — всё это как ни странно вполне нормально играется.

Всем фанатам XCOM и Enemy Unknown, стоит обратить внимание на название. Игра в первую очередь называется «Бюро», а уже потом в подзаголовке идёт заветное слово XCOM. Это не просто так, на то есть серьезные основания.

Во-первых, сюжет «Бюро» не имеет почти ничего общего с сюжетом Enemy unknown. Тут даже пришельцы не совсем такие, как в обычном XCOM’е. Во-вторых, игра, конечно, не является той самой пошаговой стратегией — судя по прессе и реакции общественности, для многих это — сюрприз.

Что в итоге?

Мы получили тактический экшен от третьего лица с укрытиями, где за элементы тактики отвечают три напарника протагониста. Экшен, выглядящий и играющийся как Mass Effect 3, сильно сжатый в бюджете и обрезанный по самое «не могу».

У главного героя на руке — устройство (нет, не омнитул), позволяющее использовать сверхспособности (нет биотические импланты тут не при чём) — поднимать врагов в воздух, вылечивать напарников и т.д. У каждого напарника (их имена запоминать не надо, они, как говорится, «пушечное мясо») есть свой класс и свой набор навыков. Все, включая главного героя, растут в уровне, получая больше очков и навыков раз за разом.

При нажатии на кнопку спецприёмов, время замедляется, позволяя вам отдавать приказы подчиненным — тут вот надо поставить мину, здесь турель, там поддержать огнём или сделать прицельный выстрел. Теоретически, так как классов персонажей четыре штуки, это должно влиять на геймплей, но на практике тактика тут сводится к «обойти с флангов» и расстрелять со спины, вызывая огонь на себя, ну и иногда используя способности. Затем подождать, пока кулдаун на эту способность не пройдет. Повторить при необходимости.

Поначалу никаких сверхспособностей и тактики не будет вообще, поэтому начало игры скорее ужасно скучное, чем по-настоящему затягивающее.

Время от времени наш Шеппард возвращается на Нормандию…то есть, конечно, наш Уильям Картер возвращается в своё «Бюро», чтобы получить новое задание, поболтать с второстепенными персонажами и выбрать правильный вариант ответа в разговоре или удаленно отослать людей на задание.

Это практически ни на что не влияет, кроме разве что прокачки и второстепенных миссий, но вносит некое разнообразие в геймплей, который похож на все последние игры вместе взятые. Я уже упоминал про Mass Effect, но постоянные укрытие и стрельба также похожи на Inversion, Binary Domain, Gears of War или Spec Ops: The Line, ну или любой другой «укройся-шутер».

К сожалению из-за этого игра сильно страдает. Ей не хватает идентичности, некой изюминки, позволяющей бы ей выделиться из разнообразный массы похожих игр. Черт, я бы даже был согласен на геометрических пришельцев и черную жижу — она тут хоть и есть, но совсем не вызывает никаких эмоций. Блин, да я бы и на Silent Hill согласился.

При этом, несмотря на всю вторичность, игра вполне ничего себе играется. Я не вижу причин, кроме сурового баттхёрта, отчего критики на Destructoid ставят игре 4,5/10 с постоянным упоминанием того что «это не тот XCOM».

Разумеется, не тот. Это «Бюро», которое сделано лишь по мотивам «Икс-Кома».

Стоит купить? Конечно нет, дождитесь лучше распродажи. Стоить вообще играть? Черт, почему бы и нет.

70

PS: Рецензировалась версия игры для Xbox360.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!