Total War: Attila — Рука его мала, но в ней зажат весь мир

Есть игры, на которые просто невозможно написать обзор в срок. Виной ли тому отчасти приехавшая под самый занавес пресс-копия или любовь автора к тактическим и пошаговым играм — это останется тайной для истории. И тем не менее Total War: Attila вполне стоил оттягивания на вдумчивое и основательное прохождение. А уж после позора с Rome II (который на релизе так и не наскреб себе баллов даже на рецензию) вождь гуннов, наверное, заслужил чего-то более достойного, нежели три абзаца, написанные впопыхах.

2015-02-18_00031

Правило «лучший Total War на новом движке — второй» и здесь сработало безупречно. Там, где Rome II представлял собой верещагинский «Апофеоз Войны» со сваленными в кучу черепов игровыми багами и паршивой графикой, Attila несётся во весь опор, поддавая вожжами всему жанру. Притом, как это было с Shogun 2 или Napoleon, базовые блоки, из которых собрана игра, в сравнении с предыдущей частью поменялись не очень значительно (не говоря уже о том, что Total War — он и в Warhammmer’e Total War). Игра снова разрезана на два аккуратных куска, которые сколь разнятся, столь и тесно переплетаются друг с дружкой.

2015-03-12_00003

Итак, традиционная для серии глобальная карта на этот раз представляет собой декаденскую свалку из осколков Римской Империи, готов, вестготов, саксов, вандалов (куда же без них), различной шушеры поменьше и гуннов, которые вот-вот начнут главную вечеринку раннего средневековья. Играть, как и всегда, можно за кого угодно. Спасти и воссоединить Римскую Империю? Запросто. Показать “варварам”, какие столицы, помимо Рима, хорошо горят? Почему нет? Хотя, конечно, звезда всей игры — это Аттила и его орда непобедимых Гуннов, тот самый валун, который начала лавину, известную историкам как “Великое Переселение Народов”. Общий настрой кампании — постапокалипсис, поскольку хреново одинаково всем сторонам, вне зависимости от стартового выбора. Те же гунны постоянно двигаются в погоне за ресурсами, блокируют наборы армий в новых провинциях, вредят продовольственной безопасности и снижают мораль армий.

Авторы основательно перетрясли политическую систему, причесали баланс происходящего на красивейшей карте Евразии и постарались максимально прикрыть дыры с искусственным интеллектом. Вышло отлично, но больших откровений от глобального режима лучше не ждать, хотя и доведённый до совершенства надфилем Rome II — это чертовски неплохо. Расширение опций вызвало и проблему. Без того далёкий от идеала интерфейс превратился в настоящую головоломку внутри шарады. Так, узнать какой параметр за что отвечает у какого командующего — серьезная проблема. Режим обучения помогает не сильно, ибо сделан скорее для галочки, так что порог вхождения в кампанию весьма высок, особенно за действительно непохожих ни на что гуннов.

2015-02-18_00007

Но стратегия-стратегией, а берут Total War всё-таки в первую очередь ради уникального и несравненного режима тактических боёв. И, в отличие от косметических или не совсем значительных поправок “глобальных” тёрок, тут конница потопталась от души. Теперь строем Свинья или Черепаха вы можете смело отправляться на тот свет. Конница швыряет привычный размеренный темп управления большими массивами древнеримских болванов в мусорку. Чтобы выиграть Гуннов честно, да ещё и в степи, приходится активно двигать войска, внимательно продумывать рекогносцировку и отправлять в утиль пехоту с её коротковатыми гладиусами. Варварам играть попроще, рассыпной строй и общее безумие от авторов разорения Рима могут основательно достать кого угодно, хоть Аттилу, хоть самого Цезаря. Однако Гунны тут не являются чем-то непобедимым или тяжёлым, ибо бои, конечно же, во многом зависят от рельефа. К примеру, конница уродливого на лицо Аттилы — совершенно бесполезный сервелат при штурмах городов, а лучники так и ждут, когда коннозаводческий комбинат въедет в лес или узкое ущелье.

2015-02-18_00029

Хотя, учитывая название игры, не скроем, что и в тактическом режиме за гуннов играть интереснее всего. Поскольку состав рядов Бича Господнего бедноват на хороших пехотинцев, зато богат на 50 мастей копытного, играть приходится по тактике «ударил-отступил». Из ленивого перебирания полков за римлян или попыток организовывать хаос за варваров матч за гуннов превращается в практически некий аналог MOBA. Надо активно держать какие-то точки и постоянно, ПОСТОЯННО следить за конницей и двигать скакунов туда-сюда. Не стоит и говорить, что с графической точки зрения всё это безобразие и поднимаемая ордой лошадей пыль выглядят превосходно. Старик Чапаев смахнуло бы скупую мужскую, так впечатляет надвигающаяся на врагов кавалерия.

Про морские сражения всё так же нечего сказать, как и в Rome II. Они невнятные, красивые и совершенно ненужные. Эпоха банально не та для интересных перестрелок на воде. Отметить стоит лишь береговые высадки, против которых гунны зачастую бессильны.

2015-02-18_00058

При этом абсолютно все изменения в механике Total War, которые мы увидели в Attila, готовят нас к неизбежному Warhammer. Темп тактического режима сильно вырос, рельеф стал играть ещё большую роль, а штурм городов в кои-то веки стал более или менее динамичным событием. Глобальный режим теперь примеряет на себя полную диверсификацию фракций на манер Civilizaton, а на месте тех же гуннов уже сейчас видятся войска Хаоса, так похож стиль игры за них.

Суммируя сказанное, не будет ошибкой утверждать, что Attila — это Rome II, который мы заслужили с самого начала, и задел, который Creative Assembly лучше не “проскакать” в процессе создания очередной части серии. Warhammer — не Рим, и осечек не прощает.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!