Война без особых причин: Почему «Первый мститель: Противостояние» плохой фильм

5 мая на экраны России и мира вышел третий фильм про Стива Роджерса, промежуточные «Мстители» между второй частью и первой половиной третьей (именно так, не спрашивайте) и, по общему зачёту, тринадцатый фильм комиксовой киновселенной Marvel под названием «Первый Мститель: Противостояние». Уже из количества регалий, которым позавидовала бы Дейнерис Таргариен, становится понятно, что киномонстр Disney разросся настолько, что скоро каждый фильм придётся сопровождать часовым роликом с пересказом прошлых частей. Или не придётся, так как в них теперь, по большому счёту ничего и не происходит.

Нижеследующий материал, пускай и доказывает, что в фильме нет никаких важных событий, всё-таки содержит то, что многие могут посчитать «спойлером» или критической для восприятия фильма сюжетной информацией. Также автор позволяет себе спойлерить и другие кинокомиксы, в том числе и конкурирующих студий, например, «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и т. д. На этом автор не останавливается и выдает ключевые смерти героев и сюжетные повороты нескольких комиксов. Поэтому, если вы не смотрели все фильмы на свете, а в перерывах не читали все на свете комиксы, то дальше лучше читать осторожно.

В 2000 году издательство Marvel Comics запустила серию комиксов «Ultimate», действие которых происходило в специально отведённой параллельной Вселенной, где авторы могли бы заново изобразить всех героев и каноничные сюжеты совершенно по-новому. Сделано это было для того, чтобы привлечь в мир комиксов восторженных молодых зрителей, только что вышедших с сеанса первых частей «Людей Икс» или «Человека-паука». Основная Вселенная Marvel уже тогда не была особенно приветлива к новичкам: сотни героев со сложными родословными и витиеватыми биографиями из союзов, предательств, смертей и оживлений неподготовленного читателя смутят, а начатая с чистого листа целая Вселенная вполне могла бы стать отличной точкой входа для новых фанатов.

111

В своих интервью работавшие над Ultimate-Вселенной лучшие сценаристы Marvel того времени — Марк Миллар («Ultimates») и Брайан Майкл Бендис («Ultimate Spider-Man») вспоминали, что руководствовались лишь двумя правилами: никаких чудесных воскрешений и никогда не пытаться объединить Ultimate-Вселенную с основной. Разумеется, оба правила со временем были нарушены (второе так и вообще несколько раз подряд), но, к чести авторов, Росомаха до сих пор мёртв после событий комикса Ultimatum, где Циклоп случайно сжег всю плоть с его адамантиевого скелета.

События киносериала Marvel как раз частично основаны на сюжетах Ultimate-Вселенной (взять хоть чернокожего Ника Фьюри), так что фильмам хотя бы по наследству должен был передаться мятежный дух альтернативной реальности, где старые сюжеты и героев можно переосмыслить, а закостенелый канон выбросить и, к примеру, сделать Красного Черепа сыном Капитана Америки. Но нет, герои пляшут одни и те же танцы девятый год подряд, революций и тотального подрыва устоев не происходит, а фильм, чей промоушен обещал глубочайший раскол внутри самой могучей группы людей на планете больше напоминает драку на шашлыках, после которой зачинщики не разговаривают друг с другом пару недель, а потом делают вид что ничего и не случилось.

Airport

Мало того, создатели фильма хвалятся тем, что драка в аэропорту практически полностью сделана на компьютере, а в сюжете фильма отдельно упоминается, что зона вокруг поля битвы полностью эвакуирована. Трудно представить себе зрелище менее насыщенное эмоциями, чем возня спецэффектов в абсолютно безлюдном месте. Особенно, в фильме, который собирался столкнуть настоящих личностей друг с другом на почве вопроса о том, на каких основаниях и под чьим командованием им защищать обычных смертных. В итоге, в ключевой сцене нет ни одной личности и ни одного смертного.

На этом обманутые ожидания не заканчиваются. Первые двадцать минут фильма недвусмысленно показывают, что именно в этой части приключений костюмированного цирка Disney всем придётся заплатить за кутежи во всех крупных городах США и прошлогоднюю выездную гастроль в выдуманной Соковии. Ценой, по идее, должны были выступить жизни героев, который и так уже не экране настолько много, что некоторых приходится высылать из сюжета «Противостояния»: Халк и Тор, например, в междусобойчике не участвуют.

Mark-Ruffalo-The-Hulk-The-Avengers

Но героев убивать нельзя — страдает бухгалтерская отчетность. Даже персонажей второго эшелона из строя выводят еле-еле: Зимний Солдат лишается руки (опять?), а Роуди получает вторую группу инвалидности, которая, можно спорить на деньги, к вступлению новой части «Мстителей» вылечится сама собой. В комиксовой «Гражданской войне» в эпилоге гибнет Капитан Америка и происходит сильнейший сдвиг статуса кво: последствия раскола героев расходятся кругами по воде не один год. Прошлый фильм про Капитана Америку сделал для Вселенной Marvel намного больше, чем этот: самая влиятельная организация в мире перестала существовать, оказавшись спящей ячейкой нацистского культа, жаждущего мирового господства. А «Противостояние» в конце показывает легкие кадровые перестановки и отправляет Капитана и его тимуровцев в вынужденный отпуск в Ваканду.

И видеть такое нежелание крошить устоявшийся порядок вещей в пыль от студии, столь упорно и через творческие тернии поднимавшей собственную киновселенную, подобие которой теперь хотят в своём распоряжении все голливудские боссы, по крайней мере странно. Marvel и Disney научились удивлять, бесперебойно, из года в год, хоть шпионскими триллерами («Другая война»), хоть космическими вестернами («Стражи Галактики»), хоть криминальными комедиями про грабителей-форточников («Человек-муравей»). Но на данном потеряли смелость раз в пару лет начинать заново, чтобы зритель не заскучал, да и чтобы самим было интереснее. У конкурентов дела, к слову тоже идут неважнецки: у Снайдера, например, Супермен не смог притвориться мёртвым даже до титров.

batman-v-superman-15-greatest-moments-905153

А тут даже притворяться никому не приходится. Маяк застыл, равновесие достигнуто и в этой точке нужен максимальный импульс хоть в какую-нибудь сторону. Сложно говорить за актёров и создателей, да и зрителям, судя по сборам, пока ещё интересно, но скоро этот безупречный механизм производства летних блокбастеров даст сбой и сначала заскучают одни, а потом неизбежно клевать носом начнут и другие. Сроки жизни даже самых мощных культурных тенденций укорачиваются с каждым десятилетием, и у кинокомиксов не будет второго Золотого Века, поэтому бессюжетные филеры вроде «Противостояния» это, конечно, трата как зрительского внимания, времени талантливых актёров и фильммейкеров, так и ресурсов студии.

Но за БОЛЬШОЙ сюрприз от Человека-муравья всё равно спасибо, конечно.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!