XCOM 2 — Идеальная эволюция

К началу 2010 высокобюджетные пошаговые тактические игры были практически преданы забвению: издатели не рисковали выпускать нишевый PC-проект и ограничивались разработкой казуального подобия для мобильных платформ. В 2012 Firaxis и 2K Games возродили жанр, перезапустив X-COM (она же UFO), серию классических тактик девяностых годов. XCOM: Enemy Unknown удалось усидеть сразу на двух стульях: с уважением отнестись к ветеранам, помнившим оригинал, и заодно охватить огромную новую аудиторию современных игроков. Получив отличные отзывы прессы и геймеров, 2K дала зеленый свет разработке сиквела. И, как выяснилось, Firaxis на Enemy Unknown только разминалась.

Welcome back, Commander

Скажу сразу, в XCOM 2 прекрасно практически все. Каждый элемент оригинального Enemy Unknown был тщательно пересобран и максимально возможно улучшен. В результате получилась затягивающая и потрясающе выверенная игра.

Основная идея не поменялась: игровой процесс разделен на две части — в глобальном стратегическом режиме мы управляем базой, изучаем новые технологии, развиваем бойцов и выбираем следующую цель атаки, распределяем ресурсы и занимаемся микроменеджментом. Вторая часть — тактическая, где отряд бойцов должен выполнить определенное задание (спасение VIP-персоны, уничтожение или захват объекта и другие) в пошаговом режиме.

Даже если вы уже освоили XCOM: Enemy Unknown, учиться заново придется многому. Для начала разработчики полностью перечеркнули события первой игры: пришельцы одержали победу в войне и объединились с землянами, а организация XCOM потерпела крах в первые месяцы вторжения. Командующий XCOM все это время находился в плену пришельцев, а происходящее в XCOM: EU оказалось симулятором, разработанным захватчиками для оттачивания тактик боя с землянами.

Придя в себя, мы выясняем, что оборонительное подразделение XCOM стало партизанским и теперь ведет скрытые боевые действия против пришельцев, организуя небольшие вылазки. Вместо огромной базы в наличии лишь сбитый инопланетный корабль, а ресурсы XCOM предельно ограничены — людей и денег постоянно не хватает. Впрочем, это еще не самая большая проблема. Основной и самый ценный ресурс игры — время.

Каждое задание на глобальной карте необходимо выполнять вручную: от сбора ресурсов и разведданных, до лечения солдат. На каждое действие тратится время, а пришельцы не дремлют и строят некий проект «Аватар», ликвидация которого и есть наша основная задача.

А еще у XCOM 2 потрясающе красивые загрузочные экраны в стиле актиплакатов
А еще у XCOM 2 потрясающе красивые загрузочные экраны в стиле агитплакатов.

Помимо основной цели, на глобальной карте всегда есть чем заняться. То в каком-нибудь Новгороде устроят геноцид землян, то сеть повстанцев обнаружит скрытый ретранслятор, который необходимо взломать, найдется VIP-персона. Заданий много, выполнить каждое не удастся. В наказание за невыполнение ряда заданий на определенной территории повстанцы отказываются помогать XCOM и снабжать нас ресурсами, а также инженерами и учеными, каждый из которых здесь на вес золота.

Пришельцы постоянно строят планы по ликвидации XCOM и раз в месяц определяют для себя три пути развития, каждый из которых даст им какое-то улучшение, отправит НЛО на поиск нашего корабля или значительно продвинет «Аватар» в развитии. Вы не будете успевать выполнять все задания, и придется решать, чем жертвовать, а чему отдать приоритет.

Приблизительно через 5-7 минут игра будет проиграна. Нервы на пределе.

Нас подталкивают к действию не только на глобальной карте, но и не дают расслабиться даже в тактическом режиме. Разработчики легко избавились от довольно популярной стратегии победы на миссии «шагай понемногу и включай режим overwatch для перехвата болванчиков, которые бегут прямо на тебя». Теперь такая тактика в прошлом: количество ходов в большинстве миссий ограничено, что заставляет действовать крайне активно. И это только начало изменений в тактических боях.

Как приручить мутона

Firaxis ввела новую фазу боя, скрытную. Тот факт, что мы являемся диверсионной организацией, дает возможность начинать миссию в режиме маскировки, подбираясь к врагу максимально близко, устраивая засады и планируя старт боя именно тогда, когда это будет нам необходимо. Часть заданий можно выполнить вовсе без боевых действий. Однако еще одно нововведение игры, полная разрушаемость всего и вся на картах, склонит большинство игроков схватить в руки ракетницу. Кроме того, локации получаются каждый раз новыми и неповторимыми благодаря полноценному встроенному генератору. Работает он отлично и на протяжении 30 часов игры ни разу не вызвал ощущение дежавю на очередном задании.

Каждое здание, дощечку и бочку теперь можно уничтожить, лишив врага укрытия или изменив расстановку сил на карте. Многоэтажность используется на полную катушку: ракетницы разваливают дома на части, позволяя уронить врагов с крыши на землю, переместить точку эвакуации, уничтожив ее основание, или же наоборот, выполнить задание и нагло эвакуироваться прямо через проделанную дыру в крыше. К слову, враги поумнели и больше не ограничиваются обходами с флангов и грамотным применением способностей: они тоже не против снести пару зданий, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу.

 

Это еще не все. Все те пришельцы, которых мы истребляли в XCOM: Enemy Unknown, за 20 лет сильно изменились. Сектоиды стали значительно опаснее, научились поднимать мертвых и теперь им куда легче взять под контроль наших солдат. «Дохляки» невообразимо мутировали и творят с отрядом страшные вещи. Разве что мутоны остались прежними, о чем шутят даже сами командующие XCOM. Вы не узнаете большинство врагов, и каждое новое «знакомство» превратит, казалось бы, выигранную битву в колоссальное по напряженности сражение за выживание отряда. Забудьте о противниках из Enemy Unknown и готовьтесь встретиться с чем угодно. Сходу подобрать тактику практически невозможно, пока не «познакомитесь» с новыми видами инопланетян поближе. Проверено на себе.

Стоит отметить, что XCOM 2 не щадит игрока вообще нигде. Ограничения по времени, улучшенный интеллект врагов, нехватка ресурсов и членов отряда, новые масштабные способности и острая необходимость в прокачке персонажей и оружия делают свое дело — игра стала значительно сложнее оригинала даже на легком уровне. Тем не менее, породивший массу шуток рандом хоть никуда и не делся, но обременяет лишь на первых порах, пока ваши персонажи слабы и не обладают спецспособностями, а на винтовках нет обвесов, улучшающих точность и критический урон.

Каждый такой кадр — небольшой праздник

Помимо полирования и улучшения игровых механик, Firaxis провела огромную работу по детализации мира. Игра очень красива, камера выхватывает самые интересные и впечатляющие моменты боя. Постановка роликов, эпичность в каждом кадре, отличный дизайн пришельцев (от первой встречи с сектоидом можно вздрогнуть, вспоминая «малышей» из оригинала) — возросшие масштабы и бюджет игры позволили превратить пошаговую тактику в настоящий блокбастер. Умный, выверенный и неимоверно затягивающий на долгие часы. Как и от Enemy Unknown, от XCOM 2 совершенно невозможно оторваться. Пройти бой, защитить гражданских, вылечить беднягу снайпера, которому еще пару недель лежать в госпитале, изучить останки пришельцев, попутно уничтожив очередную часть проекта «Аватар» — так пройдет вся ночь, оставив вас с красными глазами и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Ложка дегтя

К сожалению, релиз игры не обошелся без шероховатостей. Хотя игра выходила эксклюзивом для ПК, Firaxis недостаточно хорошо её оптимизировала. Даже на топовых конфигурациях XCOM 2 может серьезно тормозить, у некоторых — до неиграбельного состояния. Уже вышел один патч, призванный поправить незначительные баги и улучшив производительность, на подходе следующий. Firaxis обещает исправиться, но первое впечатление у многих игроков было подпорчено.

Несмотря на технические недочеты, XCOM 2 стала крайне важным и прекрасным проектом 2016 года, приобрести и ознакомиться с которым должен каждый игрок на ПК. Лишь шероховатости с оптимизацией не позволяют выставить проекту высший балл. Даже если вы не любите пошаговые стратегии или никогда не играли в игры этого жанра — XCOM 2 сделает все возможное, чтобы вам понравиться, и затянет на множество часов.

95


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!