Шеф Адам Джонс — На две звёздочки

Адам Джонс (Брэдли Купер) раньше был наркоманом и повесой, но всегда был первоклассным шеф-поваром. Вернувшись из небытия и бросив вредные привычки, он вступает в гонку за третьей звездой мишленовского ресторанного путеводителя: собирает команду соратников из прошлого (Сиенна Миллер, Омар Си), выпрашивает у старого знакомого ресторатора Тони (Даниэль Брюль) инвестиции.

OMAR SY stars in BURNT

Сложнее всего в рецензии на подобный фильм не скатиться до кулинарных метафор: «изысканное блюдо», «деликатес для киногурманов». Тем не менее, «Шеф Адам Джонс» заслуживает их больше, чем другие картины гастрономического толка: из ежегодно выходящих образцов жанра про рестораны и готовку он выделяется профессиональностью, собранностью и приближенностью к реалиям гастрономического мира. Скажем, прошлогодняя уютная работа Лассе Халльстрёма «Пряности и страсти» была скорее историей о личностном росте вопреки межнациональным культурным предрассудкам, а, например, «Шеф» с Жаном Рено — нарочито умильной стереотипной французской комедией. Так вот Burnt — это именно про рестораны, гастрономическую религию и её священную книгу — гид Michelin.

7

Для любого фуди подобный фильм — праздник. Здесь все как в колонках «Афиши-Еды», то есть абсурдно для обывателя: например, велением моды сковороды на кухне Джонса сменяются водяными банями, а кухня становится значительно более молекулярной. Высокий штиль ресторанного дела разобран по косточкам: непрерывное совершенствование каждого нюанса готовки, сервировки и подачи, непогрешимая вера в рай, где вместо 70 девственниц — три звездочки напротив твоего имени. Ресторанное дело — это и спорт, и искусство, и бизнес. Об этой области человеческой жизни следует рассказывать именно так, как в фильме — без излишней фантазии, но с настоящей страстью.

5

Конечно, при этом в фильме есть драматическая подушка. Необходимо как-то мотивировать героев на такой рывок. У всех обнаруживаются скрытые мотивы. Для Джонса мишленовская звезда — попытка реабилитироваться в глазах всего мира и повод снова поверить в себя. У персонажа Сиенны Миллер — возможность показать себя как мастера соусов (чего вы хотели, фильм кулинарный). Тони, блестяще сыгранному Брюлем с его классической недовольной гримасой, зачем-то придумали две разных линии: про умирающего отца, которого ни разу не показывают, поэтому проникнуться сочувствием к не очень-то горюющему сыну не выходит; и очень забавную, которая сильно удивляет и объясняет российский возрастной рейтинг в 18+.

6

То есть, для внушающей уважение драмы здесь слишком много разговоров про приготовление палтуса, для достоверного кулинарного фильма — слишком много мотивационных диалогов. И здесь нужно вспомнить о фигуре режиссера. Джон Уэллс занялся полнометражным кино недавно: с 80-х он работал на телевидении. «Шеф Адам Джонс» — лишь третья его картина после «В компании мужчин» с Беном Аффлеком и дважды номинированного на Оскар «Августа». Вторую его картину с потрясающим звездным составом ругали за слабость режиссуры, мол, сильным актёрам будто самим пришлось придумывать себе образ, так как Уэллс не смог его точно обрисовать. Но при этом после «Августа», серьезной семейной драмы, поставленной по премированной театральной пьесе, оставалось правильное ощущение: горечь от глубочайшего родственного конфликта.

1

Так и с Burnt. Да, здесь пытаются разыграть довольно неловкую трагикомедию (удивительно для сверхвостребованного сценариста Стивена Найта, кстати). Адам Джонс сам по себе очень дубовый, диалоги зачастую выспренные, а основной конфликт с другим шеф-поваром (Мэттью Риз) недостаточно расписан. Но после «Джонса» выходишь с правильно созданным впечатлением соприкосновения с захватывающим ресторанно-гастрономическим миром. А еще, как и должно быть после хорошего фильма о готовке, очень хочется есть.

P.S. Дубляж был бы сносным, если бы не голос Джонса.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!