Mafia III — Дела семейные

Старт третьей «Мафии» — ярчайший пример того, как спешка и/или халатность разработчиков могут негативно повлиять на настрой, а в конечном итоге и на мнение игроков. Повлиять так, что неприятный осадок уже не ототрёшь, не отмоешь никакими патчами. Первый поток жалоб на оптимизацию, ограничение количества кадров в секунду в PC-версии и глюки был быстро подхвачен игровым сообществом, и спустя пару часов его уже было не остановить. Так бывает, когда имеешь дело с фанатами. Фанатами, которые ждали новую часть полюбившейся серии шесть долгих лет. Но за всеми этими претензиями к технической части не было видно главного — самой игры. Что же всё-таки представляет собой дебютный проект студии Hangar 13?

Серия всегда выделялась на фоне своих коллег по жанру благодаря попыткам — к слову, весьма успешным — как можно шире раскрыть тему мафиозных разборок и при этом показать одни из самых интересных периодов американской истории. Mafia обладает чудесной ретро-атмосферой, в которую хочется окунаться, и в которой приятно находиться много часов напролёт. Это и великолепно воссозданная архитектура зданий, и старенькие автомобили, и подходящая музыка. Между событиями второй и третьей части прошло почти 20 лет, и это не могло не отразиться на общем, так сказать, духе игры. Если бы меня неожиданно спросили «Ну как, это та самая Мафия?», я бы даже немного растерялся. Всё же она не может быть той самой. Слишком многое изменилось: временные рамки, место событий, основные мотивы главных действующих лиц.

Итак, 1968 год, Новый Орлеан, названный в игре Нью-Бордо. Портовый город, кратко описать который невозможно — слишком много здесь непохожих друг на друга районов: начиная от болот пригорода и промышленной зоны, и заканчивая известным французским кварталом и бизнес-районом. Нью-Бордо красив и отлично воссоздан — есть за что глазу зацепиться во время езды на автомобиле. Здесь на фоне организованной преступности с новой силой вспыхнули очаги расовой ненависти, которые в полной мере прочувствовал на себе и наш главный герой, Линкольн Клей. Брошенный в раннем детстве своей родной матерью на произвол судьбы, он рос в католическом приюте, после чего примкнул к так называемой «Чёрной мафии». Эта криминальная группировка заменила Линкольну семью, но в начале игры и её у него отнимают.

Mafia III стартует очень лихо и уверенно, сразу бросая нас в гущу событий, связанных с ограблением казначейства. Хорошие диалоги, перестрелки, жаркие погони, модные режиссёрские приёмчики — кажется, что игра однозначно удалась. Но не тут-то было. После затянувшегося вступления начинается, грубо говоря, рутинная работа. Если в Mafia II, например, каждая миссия была цельной историей, полноценной главой увлекательного рассказа, то Mafia III — это игра про захват территорий. Город разделён на 10 районов и каждый из них нужно отвоевать. Делать это предлагают по одной и той же схеме: наносим удар по бизнесу главарей, устраняем их, после чего появляются лейтенанты, которых тоже нужно устранить. За лейтенантами следуют капо, а уже за ними — босс. В общем, типичная иерархия мафиозной семьи. Время от времени всё же попадаются интересные миссии, но это всё равно не спасает от ощущения, что вся игра состоит из однотипных дополнительных заданий.

Игра даже не пытается брать разнообразием, как это делает, например, GTA. Бизнес, который предлагают отбить, вроде бы и варьируется — проституция, наркоторговля, оружие и т.д. — но это практически никак не отображается на самом игровом процессе. Мы просто направляемся в указанную точку и устраняем цель/крадём выручку/взрываем грузовик. Единственное что остается, так это кайфовать от самого процесса, и здесь Mafia III раскрывает себя с приятной стороны. Можно брать вражеские позиции нахрапом, поливая противников струёй пуль из всех орудий и взрывая всё вокруг. Стрельба, кстати, в игре сочная, попадания отображены реалистично и сопровождаются приятным хлюпающим звуком. Также очень брутально выглядят и местные добивания, во время которых Линкольн может засунуть противнику дуло в рот, после чего разукрасить окружение его мозгами. Можно пробираться «по стелсу», ловко орудуя ножом и прячась за объектами — на определённом этапе появится даже оружие с глушителем, солидно упрощающее жизнь тем, кто предпочитает действовать незаметно. Много раз мне удавалось добираться до главной цели, не контактируя ни с одним противником. Правда, этому здорово способствует туповатость и явные проблемы со зрением местного ИИ. И ладно бы не заметить чернокожего мужика поздней ночью, но при свете дня, подкрадывающегося буквально в одном метре… Очки бы им точно не помешали.

Наградой за не шибко оригинальные миссии служат отлично поставленные кат-сцены и хорошие диалоги. Над сюжетной частью потрудились на славу, пусть она и не особо сочетается с геймплеем. Сценарий начинает работать сообща с игровым процессом только когда мы плотно подбираемся к одному из лейтенантов или капо. Вот тогда наконец-то получаются действительно интересные миссии. К примеру, в одной из них действие разворачивается ночью в закрытом парке аттракционов, а в другой — в роскошном особняке, где необходимо подсыпать гостям в вино одно наркотическое вещество. Увы, подобного в игре немного.

Линкольн выдвигается на задания всегда в гордом одиночестве, но по факту у него всё же есть союзники, почему-то вечно торчащие в своих убежищах. Одним из этих компаньонов является изрядно постаревший Вито Скалетта, главный герой предыдущей Mafia. Фанов второй части также порадует то, что в игре наконец-то закрыли интересующий всех вопрос «Что случилось с Джо Барбаро?» Правда, закрыли как-то неоднозначно, оставив место для новых догадок и теорий… Но вернёмся к нашим компаньонам. Именно им мы отдаём под управление завоёванные районы города, и от того, кому конкретно мы их доверяем, зависят получаемые бонусы: новые виды оружия, улучшения автомобилей, количество аптечек и т.д. У каждого компаньона также есть свои уникальные услуги, которые можно заказать по рации. Всего один звонок — и к вам уже подъезжает фургон с оружием (местный магазин на колёсах) или личный бронированный автомобиль. Оказавшись в затруднительном положении, можно даже позвать подмогу или убрать уровень разыскиваемости.

Ещё одна важная деталь, за которую многие начали переживать как только показали первый геймплей, — физика управления автомобилем. Здесь Hangar 13 не подвели, сделав езду одним из приятнейших способов времяпровождения. Тачки массивные, тяжело трогаются, непослушно входят в поворот на большой скорости и здоровски буксуют, когда с места жмёшь «в тапок». Есть даже два режима езды: обычный и симуляция. В Mafia 3 можно получить удовольствие, просто катаясь по городу. Дух конца 60-ых передан великолепно, и стоит лишь ненадолго позабыть о сюжете, как ты уже растворяешься в игре. Любуешься видами, пробуешь разные авто, собираешь ретро-выпуски журнала Playboy. А саундтрек… Всё-таки это культовая эпоха в истории музыки. А это Джонни Кэш, Status Quo, The Rolling Stones. Список лицензированной музыки огромен, отлично подобран и не приедается.

Ну, и, собственно, то, что вызвало бурю негодования игроков в день релиза — техническая часть. Игру не отполировали, это факт. Я уже представляю, как издатель стоит с кнутом над разработчиками и подгоняет их, дабы всё было доделано в указанный срок. Обычно подобные вещи ни к чему хорошему не приводят, тем более, когда речь заходит о масштабном проекте с открытым миром. Не многие это хорошо осознают, но сделать игру с гигантской открытой локацией и большими возможностями, и при этом не напортачить — практически невозможно. То тут, то там обязательно вылезут глюки, баги и прочие нехорошие крокозябры. От этого не застрахована даже Rockstar Games.

В игре не самая передовая графика, не самая лучшая оптимизация и ворох мелких проблем типа персонажей, застрявших в текстурах. Поначалу в PC-версии ещё была заблокирована частота кадров, что по понятным причинам взбесило игроков, но это недоразумение было оперативно устранено первым же патчем. Но сказать, что Mafia III в графическом плане вот прям стопроцентно не удалась, я не могу. В определённые моменты при определённых условиях игра демонстрирует порядочный уровень картинки, которую тут же хочется заскриншотить. Но с эффектами освещения и отражений разработчики действительно перемудрили. Ясная погода за одну секунду меняется на пасмурную, а спустя ещё одно мгновение снова светит яркое солнце. Автомобили порой блестят так, словно их покрыли тройным слоем лака, но стоит посмотреть на них под другим ракурсом, как они вообще отказываются что-либо отражать.

mafia-iii_20161009115224

Mafia III получилась очень неоднозначной. Разработчики явно переусердствовали с однотипными заданиями, и в итоге игра о предательстве и мести превратилась в игру о монотонном захвате территорий. Интересно лишь в начале и в конце, а по середине — десятки часов одинаковых миссий. С другой стороны, студии Hangar 13 однозначно удалось передать дух конца 60-х. В игре красивый и разнообразный город, крутые классические тачки и не менее крутая подборка лицензионной музыки. Да, третья часть не оправдала ожиданий, но у неё есть и куча положительных моментов, которые способны удерживать у экрана до самого финала.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!