Сторож — Почти дурак, да не так

Триллер «Сторож» без преувеличения ждали даже те, кто не очень-то верит в российский кинематограф. В режиссера Юрия Быкова уже принято верить — как в мессию, который снимает не такой спам как Федор Бондарчук и Сарик Андреасян. Но лично я была настроена спокойно.

Сюжет долгожданного «Сторожа» Юрий Быков вынашивал с 2013 года. Выбирал актеров, выбивал приличный для российского кино бюджет в 55 миллионов рублей, искал место для съемок по-настоящему мрачной истории. Завязка вроде бы внушает надежды: что-что, а мрачное кино у нас снимать умеют — и с «чернухой» мы на «ты».

Сразу признаюсь, что у Быкова я до этого не смотрела ничего и никаких ожиданий к его творчеству не испытывала. Зато смотрела нефильтрованный русский дарк вроде «Жить» Василия Сигарева, «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса и «4» Ильи Хржановского. В общем, была готова к отечественному психологическому триллеру.

На афише фильма я впервые разглядела приписку «при поддержке Министерства культуры РФ» и вздрогнула: обычно это ничего хорошего не предвещает. Значит, выпилят все маты, сделают максимально прилизанными эротические сцены. Как выкрутится молодой и незашоренный Быков, который сам писал сценарий?

Сюжет нехитрый: молодой здоровый мужик живет совсем один в глуши — в закрытом санатории советских времен. Работает там сторожем, сам готовит себе кашу, периодически сгребает снег, крутит из капельниц больничные игрушки (тут и закрадывается мысль, что он имеет отношение к медицине) и заваривает чай кипятильником.

Кажется, сторожа кто-то очень не любит: с утра он обнаруживает повешенным на дереве и уже окоченевшим своего бедного пса. Потом в его жизнь в прямом смысле слова врывается сильно выпившая женщина на внедорожнике. Чуть позднее присоединяется ее муж — ухоженный мужчина с хитрой ухмылкой. Супруги просят разрешить им пожить немного в покое в комнатах санатория. Ежу понятно, что покоя не будет, зато будут большие проблемы — сразу пришла на ум история закрытого на зиму отеля «Оверлук».

Ощущение вторичности не отпускает в принципе. Что-то такое в фильмах европейских режиссеров я уже видела, только по отдельности. Отдельные сцены хороши и атмосферны, до дрожи, другие точно где-то подсмотрены. В целом фильм запоминается: похожий на декорации к Припяти санаторий, линии электропередач, старые ковры в коридорах, фигурки из капельницы, белые тарелки из столовой — все это очень наше, очень близкое. Но на одной ностальгии фильм не удержать — все сюжетные ходы оказываются предсказуемыми и понятными.

Актеры играют плохо, включая самого создателя фильма в главной роли. К трем основным героям временно добавляются персонажи третьего плана, но все они очень шаблонные и как будто носят таблички: «спивающаяся жена богатого человека в дорогих сапогах», «богатый человек с темным прошлым», «хороший честный человек, который совершил ошибку», «местечковый мафиози», «местечковый бизнесмен со слабостью к проституткам», «провинциальная проститутка», «опасный человек с интеллигентными манерами» и т.д.

Говорят герои четко по сценарию, будто шаг в сторону — и расстрел. Слушаешь и чувствуешь, как они усердно и аккуратно выучили свои слова, говорят их с выражением и интонацией, стараются не забыть ничего важного. Это получается фальшиво и не по-настоящему. А маты и правды выпилили — «запикали», хотя возрастное ограничение и так обозначено. Это неимоверно глупо выглядит в авторском кино.

Есть довольно впечатляющая сцена: ГГ достает пулю при помощи ножа, двух вилок, ведра воды с хлоркой и ассистентки, которую тошнит от вида крови. Кажется, Юрий Быков к этим съемкам основательно готовился: руки к него не дрожали, взгляд был решительный. Лоб он быстро и четко повязал бинтом, чтобы волосы не попали в рану, и от этого стал выглядеть натурально как Рэмбо. Только не ясно, хорошо это, или плохо.

Психологический триллер не удивил и не напугал. Возможно, нужны были более опытные и талантливые актеры, а режиссеру не стоило убегать со своего кресла. Пожалуй, посмотрю теперь «Дурака», за которого так уважают Быкова — чтобы понять, что потерял «Сторож».

Фильм в день премьеры можно будет бесплатно посмотреть одновременно в кино и на сервисе Кинопоиск HD при наличии подписки.Рецензию написала Елена Иванова.

Рецензию написала Елена Иванова.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!