Жизни матрёшки — Пустота на месте выбора

Котонавты всегда стараются подавать рецензии с пылу с жару, но в этом случае торопиться не хотелось. Хотелось остановиться, дать материалу вылежаться, и понять, что Нетфликс нам такое дал. «Жизни матрёшки» всё ждали как праздника. Надя (Наташа Леонн) выглядела так похожей на молодую Пугачёву, что уже это настраивало на особый лад: Алла Борисовна, да ещё и в Дне Сурка. Но шутки шутками, а что же получилось в итоге?

Восемь почти получасовых серий программистка Надя ходит по холодному, бесприютному Нью-Йорку и пытается понять, какая сила заставляет её постоянно погибать и возвращаться в одну и ту же уборную в один и тот же день — день её рождения. При этом Надя далеко не «женщина, которая поёт», она — циничная, острая на язык одиночка, хоть и с нежной, заботливой стрункой в душе.

И это не ново. Впрочем сложно ждать новизны от старого доброго «Дня Сурка». Вернее, тут скорее «Счастливого дня смерти». Интереснее, из-за чего в судьбе героев возникает временная петля. Обычно она призвана раскрыть им глаза на ошибки, и тут сложно с уверенностью сказать, какой именно урок должна была извлечь Надя. Не хочется думать, что это банальное «человек не остров». Почему бы не выбрать трактовку посвежее: наплевать на себя — такой же грех как наплевать на других.

Двадцать минут на серию — подходящий формат для донесения таких несложных идей, и всё равно кажется, что это слишком много, что фильмом было бы лучше. Смотреть на то, как главная героиня раз за разом ранится (даже в буквальном смысле) о жизнь, которую сама же себе создала — не скучно, временами «Жизни матрёшки» даже кажутся этаким сериальным «Улиссом»: путешествием неприкаянной души по равнодушному, но живому городу. Кажется временами, что всё происходит в реальном времени, прямо на твоих глазах, и эта плавность завораживает: сто шестьдесят минут в чужом мире, где люди-маски оживают от соприкосновения с главной героиней на мгновение, чтобы потом снова раствориться в толпе и оставить её в одиночестве. Волшебное ощущение. И всё-таки этой истории не хватает структурированности, своевременности событий. По сути, самое интересное и фантасмагоричное начинается под конец, и так же быстро сходит на нет. Весь сериал мы смотрим на череду тупиков, и концовка не даёт того катарсиса, который требуется организму после стольких разочарований..

Плюс, на фоне внешней и внутренней яркости Наташи Лионн остальной актёрский состав несколько меркнет, да и другие герои повествованию не очень-то интересны. Эксцентричные подруги — для галочки, опекунша-психоаналитик и бывший — для движения сюжета, случайные симпатичные люди — для донесения мысли. Есть конечно Алан (Чарли Барнетт), но насколько же он похож на Чиди из «The Good Place»! Просто потерянный брат, или, что более неприятно  — клон.

Надя вызывает ощущение настоящего человека в лабиринте марионеток. Может быть так и задумано. Но разве не должна эта парадигма меняться вместе с тем, как меняется взгляд главной героини?

Пожалуй «Жизни матрёшки» можно рекомендовать как орудие убийства для скучного вечера. В меру коротко, в меру интересно, в меру ново. В меру цинично. «Я не выбор. Я пустота на месте выбора», —  говорит один из персонажей о себе, но ощущение такое, что обо всём сериале. Если выбираете, что посмотреть, это — та самая пустота. Но где-то в глубине этой пустоты мерцает нечто живое и магическое.



Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!