Тренер — Мяч в свои ворота

Выстрелив на всю страну образом рефлексирующего топ-менеджера в «Духless», Данила Козловский начал появляться чуть ли не в каждом видном российском фильме, выступал с концертной программой и даже пытался покорить Голливуд. «Тренер» — новый этап в карьере артиста. Козловский не только сыграл в фильме главную роль, но и написал для него сценарий, срежиссировал и спродюсировал. Поэтому до просмотра может показаться, что картина была сделана лишь для того, чтобы Данила, в очередной раз, продемонстрировал всем вокруг свой талант. Ну и заработал рекордную кассу на ажиотаже предстоящего Чемпионата мира по футболу, конечно, тоже. Всё оказалось не совсем так.

Нападающий сборной России Юрий Столешников не забивает пенальти в решающий момент матча против сборной Румынии, психует и устраивает драку прямо на поле. Вследствие разгоревшегося скандала, он завершает карьеру игрока и уезжает в Новороссийск, чтобы тренировать местный футбольный клуб «Метеор». Оказывается, что городу команда не нужна. Спортивный бюджет, который выделяет муниципалитет, планируют урезать. Игроков не интересует ничего кроме зарплаты. Да и Столешников тренер молодой и неопытный. При таком раскладе, «Метеор» так бы и остался в «спортивном болоте», но, благодаря опытному наставнику юниорской команды, Юрий понимает, что футбол — это больше, чем просто игра.

Да, сюжет настолько банален. Но вряд ли кто-то ждал от «Тренера» сценарных откровений. Проблема в том, что даже эта простая история рассказана плохо. Козловский ввёл слишком много сюжетных линий и не сумел раскрыть даже половину. Например, отец Столешникова, которого играет замечательный артист Андрей Смоляков, появляется на экране раза три за фильм, произносит пару фраз, а затем выводится из истории. Проблема в том, что этот момент — ключевой в фильме. После него, игроки «Метеора» почему-то сплочаются вокруг ненавистного ранее тренера, на злобу которому сливали матчи, за десять минут до этого. И таких странных и нелогичных эпизодов в фильме полно. Возможно, в этом виноват рваный, почти клиповый монтаж: из-за него огромная часть сцен превращается в несвязанные друг с другом обрубки.

Персонажи молниеносно перемещаются в пространстве: стадион, кабак, квартира, море. События накладываются одно на другое с такой резкостью, что не успеваешь в них сориентироваться: Ольга Зуева, спутница Козловского на экране и в жизни, сперва показывает пренебрежение к его персонажу, но уже через 5 минут хронометража сидит с ним в баре и ведет странные диалоги в стиле: «Ты понимаешь жизнь?». Является ли это отсылкой к знаменитой «Комнате» неясно. После попойки Столешников просыпается в квартире девушки. Они уже добрые друзья, которые вскоре станут и любовниками. Сцене секса надо посвятить отдельное предложение. В лучших традициях фильма «Крым», акт соития смешан с пейзажами. В этот раз Новороссийска.

Есть ли в фильме что-то хорошее? Да. В первую очередь, это музыка. Она отлично подобрана. Если героям грустно — играет «Way Down We Go», во время тренировок — «Thunder». Шлягеры умело позволяют скрасить происходящий на экране ужас. Положение также спасает очаровательная Ира Горбачева, задача которой, видимо, показать зрителю, что, помимо Данилы, в фильме есть актеры. Сам Козловский, который уже много лет не выходит из своего фирменного образа рефлексирующего топ-менеджера, выглядит Марлоном Брандо. Остальные — бубнящие в нос мямли. Это касается вышеназванной Ольги Зуевой и доброй половины футбольной команды «Метеор». Для большей части каста, «Тренер» — дебют в большом кино. Вероятно, новоиспеченный продюсер и режиссёр таким образом прокладывает путь в жизнь молодым талантам. Дело хорошее. Жаль, что таланта пока не видно.

Удивительно, но в фильме также почти не видно футбола. Режиссёр много раз говорил, что фильм не только про спорт. Недавнее «Движение вверх», кино тоже не только про баскетбол. Но вряд ли фанаты этой игры могут почувствовать себя обделёнными при просмотре. В «Тренере» персонажи долго и упорно готовятся к матчам, но результат зритель увидит лишь в монтажной нарезке и финале. Да и играет «Метеор» совсем не как «Реал». «Ну не вышел из меня Роналду!» – восклицает в фильме Столешников. Когда надо, мячи красиво летают в рапиде, но чего-то кроме ждать не стоит.

В финальных титрах, имя Данилы Козловского мелькает так часто, что вспоминается знаменитая сцена из «Операции «Ы». «Тренер» — фактически авторское кино. И создатель им гордится. Важно, чтобы этот эгоцентризм окончательно не уничтожил амбиции и творец не превратился во Франкейнштейна, который вскоре создаст нового монстра.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!