На границе миров — Скандинавские «Сумерки»

После своего провального дебютного фильма «Шелли» иранский режиссер Али Аббаси снял в Швеции многогранную кинокартину «На границе миров», выигравшую в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Сама лента, основанная на рассказе шведа Юна Айвиде Линдквиста, очень затейливо расположилась «на границе» нескольких жанров: фэнтези, триллер, драма, детектив. Съемки проводились на родине писателя, так что просмотр предполагает наслаждение изумительными природными видами и скандинавской атмосферой, а ведь она играет в картине немаловажную роль.

С шведского название переводится просто как «граница», и оно контекстно выражает сразу несколько идей. Поначалу история кажется до банального наивной. Главная героиня Тина работает на таможне в зоне досмотра и обладает уникальным даром чувствовать запах эмоций. Это помогает ей определять, кого из выезжающих пассажиров необходимо обыскать. Например, того, кто испытывает страх или стыд.  В своем доме Тина позволяет жить другу-бездельнику и нескольким его ротвейлерам, несмотря на то, что героиня с ними не ладит. Это некоторым образом заглушает ее одиночество. Так и проходит её жизнь, в которой нет ни радости, ни любви, ни понимания. Даже при покупке продуктов женщина то и дело сталкивается с неприветливыми взглядами людей, изучающими ее неприглядную внешность. Не имея никаких надежд на то, что ситуация когда-либо исправится, она просто проживает день за днем.

Однако, как и в любой известной нам сказке, в один прекрасный день Тина встречает своего «принца». На таможне она замечает Вурэ, настолько же непохожего на остальных людей, как и она сама. Он сразу же захватывает ее внимание и, безусловно, сам проявляет к ней интерес. Помимо того, что герои выглядят непривлекательно с общепринятой точки зрения (актеры были тщательно загримированы), они по своему восприятию существуют как бы «на границе миров», человеческого и животного. Тина и Вурэ гораздо ближе к природе, чем обычные люди, как чувственно, так и сознательно. Сближаясь, они становятся свободнее, чем когда-либо до этого. Вурэ помогает героине выйти за пределы правил и запретов, однако в определенный момент в этом исследовании Тина нащупывает внутри себя границы, за которые она не может переступить.

После второй трети фильм теряет некоторую наивность в повествовании и поворачивается к зрителю совершенно другой стороной. Он уходит в исследование того, что представляет из себя человеческая сущность, и как можно ее определить. Драма очень осмысленно рассказывает о любви, боли, принятии и отторжении, познании себя и своих пределов, важности решительности и принципов, но в то же время и сомнений. Таким образом, этой амбивалентной картине удается объять необъятное и не разочаровать смотрящего. А режиссеру Али Аббаси удается очень элегантно высказаться на такую избитую тему, как «что делает человека человеком». Так выходит благодаря тому, что главные герои являются не совсем людьми, и им удается рассуждать о человечестве, будучи в некотором плане оторванными от него. Взгляд со стороны позволяет иносказательно обсуждать банальные, но в то же время критические и значимые вопросы о поведении и отношении друг к другу. Чтобы взяться заново обыгрывать манихейские дилеммы, нужна большая смелость, и режиссер на редкость удачно, красиво и уверенно делает это, несмотря на то, что все порядком устали от морализма и нравоучений.

Аббаси создал «Сумерки» для взрослых в современном исполнении, выражающие протест против гендерных стереотипов, конвенционального взгляда на внешность, и в то же время, что самое главное, против стереотипов о взаимосвязи внешности и души. В настоящее время выказать принятие и понимание к проблемам ЛГБТ-сообщества уже не сложно, как это было раньше, а похвально. Но Али не страшно и не стыдно показать также, что внутренний мир человека не связан с его внешностью, подав данное положение с обратной стороны, чем та, которую мы привыкли видеть в кино, и это заслуживает уважения. Режиссеру удалось по-новому подать эту идею, за счет чего она видится еще более утвердительной и правдивой, а сам фильм, как бы это претенциозно ни звучало, расширяет мировоззрение зрителя, сбрасывая с него очередные оковы конформизма.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!