Молодой Годар — На последнем дыхании

Жанр байопиков — едва ли не более консервативное явление, чем вестерны и роуд-муви. В основной своей массе они строятся по предельно простой, эффективной схеме, которая не меняется на протяжении очень долгого времени. Есть личность, как правило, весьма неоднозначная, со своими проблемами и мировоззрением. Есть некая цель, на пути к которой личность преодолевает многочисленные препятствия, чтобы в конце с победным шествием доказать свою важность в истории человечества. Ещё в 1899 году Жорж Мельес снял первый биографический фильм, «Жанну д’Арк». Удивительно, но спустя почти 120 лет байопик по структуре почти не претерпел изменений. Но иногда находятся люди вроде Питера Гринуэя, создавшего одиозный фарс «Эйзенштейн в Гуанахуато», или Мишеля Хазанавичуса, которые решаются снять неожиданный фильм в поросшем тиной жанре.

Молодой и дерзкий режиссёр Жан-Люк Годар живет с актрисой, которая только что сыграла в его фильме «Китаянка», очаровательной Анной Вяземски, чья карьера только зарождается. Пока Годар размышляет о своей картине, он проникается идеями маоизма и революции: рвать тельняшку за товарищей, бросаться на баррикады с лозунгами о свободе, да и вообще — к чёрту это буржуазное кино! Возлюбленная старается не позволить мятущемуся безумцу натворить глупостей. Благоразумие девушки бесит Годара, и их отношения усложняются.

В случае с Годаром (как и с упомянутым выше Эйзенштейном) просто нельзя было сделать традиционный, пафосный, дотошно выстраивающий вереницу фактов биографический фильм. Жизнь великого Годара состояла из многочисленных провокаций и попыток перевернуть игру. Уже сама идея сделать картину про все еще живого (ему сейчас 86 лет) классика кинематографа — провокация. Режиссер Хазанавичус ранее покорил мир фильмом «Артист», черно-белым немым посвящением старому кинематографу. «Молодой Годар» — это еще один фильм-ода, на сей раз — ода режиссёрской профессии, высшей ступени развития кинематографиста. Без мощного заряда иронии, правда, не обошлось. Несмотря на то, что Хазанавичус снимал кино о большой личности, он при этом явно плевать хотел на исторические факты. «Молодой Годар» — это вообще не совсем байопик, по настроению это китч, порой доходящий до полного абсурда. Что, в принципе, вполне подходит к определению стиля жизни самого подопытного режиссёра. Самому Жан-Люку фильм не понравился. Говорят, он ушел с сеанса, проклиная всё на свете, и это, наверное, можно считать комплиментом в адрес фильма.

Годар, показанный в фильме, чертовски эгоистичен, никак не может принять важных решений и поэтому мечется по жизни. Герой смешон, и в этом заслуга актера-хипстера Луи Гарреля, который сыграл великого режиссёра так, будто это взбалмошный персонаж ситкома. Анна Вяземски в исполнении звезды «Нимфоманки» Стэйси Мартин на фоне очаровательного Гарреля отходит на второй план: она лишь оттеняет придурковатую сущность творца, превращаясь в инструмент повествования. Это, кстати, можно поставить в укор Хазанавичусу: личность великой актрисы огрублена и низведена до минимального функционала. Поэтому даже любовная линия Годара и Вяземски становится лишь маленькой деталью в повествовании.

С другой стороны, может, и хорошо, что режиссёр не стал делать сопливую мелодраму. Вместо этого он превращает фильм в специфическую комедию. Чего только стоит сцена, в которой герои обмениваются приятностями за завтраком: «Дорогая, ты так очаровательно сегодня!», в то время как титры демонстрируют их истинные мысли: «Век бы тебя не видеть, назойливая баба!». Таким образом Хазанавичус создает из жанровых сценок маленькие новеллы внутри фильма, связанные между собой: тут вам и комедия положений, и отсылки к немому кинематографу, и оммажи картинам Годара (в том числе и самой «Китаянке»).

«Молодой Годар» — это кино столь же условное, сколь и далёкое от привычных фильмов-биографий. Иногда оно даже распадается на отдельные части, а порой и действие затягивается или становится чересчур условным. Но как может быть иначе в фильме про Годара, чьё кино всегда было очень далеким от реальности, прямо как любимые им лозунги маоистов? Хазанавичус хоть и воздвиг великому режиссёру памятник при жизни, но при этом по-доброму его же высмеял. В этом есть определённое недопустимое панибратство, которое можно было бы и осуждать: будто Хазанавичус равен Годару, чтобы над ним подтрунивать. Но все же сделано это по-дружески, а Годар — вообще друг всему кинематографу. Поэтому, пусть даже клиент остался фильмом недоволен, но наверняка он в лучшие моменты фильма довольно хихикал в рукав, пока никто не видит.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!