Убийство священного оленя — Ни ума, ни фантазии

Талантливый кардиохирург Стивен (Колин Фаррелл) живет счастливой жизнью с женой Анной (Николь Кидман) и двумя детьми: сыном Бобом и дочерью Ким. Идиллию нарушает молчаливый паренек Мартин (Барри Кеоган), с которым персонаж Фарелла видится, поначалу тайком, но затем представляет семье. Это знакомство выльется в череду странных и жутких событий, кульминацией которых станет ультиматум парня: родители должны принести одного из детей в жертву. В противном случае гибель грозит всему семейству.

Да простят меня поклонники «странной греческой волны», символом которой является Йоргос Лантимос, но за десять лет её существования свет увидел лишь один хороший фильм — «Лобстер». После его просмотра мне показалось, что режиссёр наконец вышел из творческого пубертата и начнет строить в своих лентах высказывания, а не баловать зрителей пошлым эпатажем. Поэтому «Убийство священного оленя» я ждал и расстраивался при каждом переносе даты релиза в отечественном прокате. Наконец я сижу в кинозале, свет гаснет, кино начинается.

Фильм открывают мрачная увертюра и довольно подробная операция на сердце. Этот приём Лантимос явно подсмотрел у Ларса фон Триера — непревзойденного мастера выбить стул из под ног зрителей с первых секунд. Дальше нам показывают семейную идиллию, в центре которой находится страшная тайна. Увлеченные кино люди только что передали привет Хичкоку. Чуть позже, когда сюжетный ребус начнёт вырисовываться на экране, окажется, что его решение принесёт героям колоссальные проблемы, а от разгадки всем станет только хуже. Лично мне тут же вспомнился Финчер.Проблема «Убийства священного оленя» заключается в том, что набрав охапку лучших художественных решений у лучших людей, Лантимос снял настолько безыдейное, фиглярское и попросту скучное кино, что не совсем понятно зачем его смотреть. Ведь «Нимфоманка», «Головокружение» и «Исчезнувшая» гораздо комплекснее раскрывают намеченные греческим постановщиком темы. Некоторые позиционируют фильм как притчу, сам автор заявлял, что вдохновлялся античной трагедией про Агамемнона и постарался перенести её в современные реалии. Не буду ударяться в спойлеры, но любые намёки на это приходится искать с лупой, чтобы в финале окончательно осознать: Лантимос спутал интеллектуальность с банальной претенциозностью.

Подобной подменой понятий занимались родители в «Клыке» — первом крупном фильме грека. Они пичкали своих детей, пожизненно запертых в доме, дезинформацией об окружающем мире. Рассказывали о бродящих вокруг дома зомби и самолётах — механических чудовищах, которые скрываются за облаками и рыщут в поисках человеческого мяса. В конце этой истории одному из отпрысков удалось сбежать, а перед титрами зрителей ждала мораль: каждый волен выбирать свою судьбу. Сложно представить, но центральная мысль «Убийства священного оленя» ещё больнее банальна: взрослый человек должен отвечать за свои поступки. Спасибо, Йоргос! Без тебя мы бы этого не узнали.Искать в этом фильме нечто большее сравнимо с поиском форели в дворовой луже — долго и безрезультатно. Естественно, найдутся те, кто будет всматриваться в воду и пытаться доказать всем вокруг: «Вот, смотрите, промелькнуло!». Но если вы из числа тех, кто вместо созерцания луж привык заниматься чем-то полезным, «Убийство священного оленя» не стоит вашего времени.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!