Золотая перчатка — Мясо, матюки, убийства и обнажёнка

На 69-ом Берлинском кинофестивале Фатих Акин сумел шокировать всех. Его новая картина основана на жизни Фрица Хонки — маньяка из Гамбурга, который убивал и расчленял женщин в 1970-х. 30 мая «Золотая перчатка» наконец доберётся до российского проката.

Молодой и уродливый Фриц работает уборщиком на заводе. После окончания смены парень идёт напиваться до беспамятства в дешевую рюмочную «Золотая перчатка», откуда уходит со старой проституткой к себе домой. Неудачная попытка секса, и вот женщина лежит мертвая на липком полу грязной мансарды. Фриц спокойно стоит над телом, допивает оставшийся шнапс и начинает отпиливать трупу голову.

На протяжении следующих двух часов подобная ситуация будет повторяться несколько раз. Жертвами Фрица стало 4 женщины. А постановщик Фатих Акин («Головой о стену») обрисовывает быт маньяка с пугающим правдоподобием. Дело в том, что орудовал душегуб в Гамбурге — родном городе режиссера. «Смотри в оба, а то за тобой придет любитель детишек Фритц Хонка!», — пугали в детстве Акина. Поэтому, отчасти, это личное кино. Но очевидная аналогия с «Домом, который построил Джек» тут будет не верна. В целом, «Золотая перчатка» является полной антитезой опусу фон Триера. Тамошний Джек относился к своим жертвам, как к материалу для реализации своих страшных творческих амбиций. А мотив Фрица лучше всего описывают знаменитые слова из песни группы «Кровосток»:

«Кто-то называет меня маньяком, извергом,
Кто-то серийным убийцей,
Исчадием ада, бешеным животным,
Кто-то считает бредовой фикцией.
Ищет милиция с другими силовиками.
Мной пугают непослушных детей. Мои поступки не ради славы,
Я просто ненавижу большинство людей».

«Золотая перчатка» буквально брызжет ненавистью и презрением. «Я бы даже не обоссала его, если бы он горел», — так описывает главного персонажа одна из посетительниц бара. До того мерзко выглядит этот человек. Сальные волосы, гнойные прыщи, сплющенный нос-картошка, кривые глаза и зубы. Но не на одном готическом уродстве держится образ персонажа. Хонку виртуозно исполнил Йонас Дасслер. Артисту всего 23 года, но он уже играет в берлинском театре им. Максима Горького. Сценический опыт позволил не только вжиться в образ человека, который старше его на 15 лет, но и сделать это органично.

Мефистофельский вид Хонки, вкупе со сгорбленной спиной, позволяют сравнить его с Квазимодо. Эсмеральда в фильме тоже есть — красавица Петра, которую маньяк видит в эротических фантазиях. Она в фильме олицетворяет мечту не только Фрица, но и всего германского народа. Действие картины происходит в 1970-х, слегка позже периода «немецкого экономического чуда». Но рост ВВП не способен излечить комплекс проигравшей в двух мировых войнах нации, поэтому моральный упадок здесь прикрывается новой национальной идеей. Сам Хонка — всего лишь отрыжка своего времени. Он срывается на слабых и заставляет называть себя «босс», романтизирует маскулинность солдат СС и ненавидит проживающих на нижнем этаже греков. Проблема в том, что подобные настроения были присущи всему обществу. А вожделение белокурой школьницы очевидно обозначает становление RAF и скорое наступление «Немецкой осени».

Подобной социальной критикой в середине всё тех же 70-х занимался Фассбиндер («Берлин, Александерплац»). Но Акин, который явно вдохновлялся мэтром, извлекает из «Золотой перчатки» новые смыслы. Например, тема дома — центральная локация картины — явно подсмотрена у Хичкока. Квартира Фрица является музеем отвратительной жизни: повсюду валяются бутылки шнапса, линялые детские игрушки и изуродованные куклы. На стенах — вырезки из порножурналов. В какой-то момент в жизни Хонки появится сожительница, которая похожа на маму маньяка из «Груза 200». Тогда пространство жилища заполнится блевотным запахом какого-то мерзкого варева. И это не преувеличение! Режиссёру отлично удается передать своей картинкой информацию органам чувств зрителя.

В конечном итоге, фильм производит поразительное впечатление. Отчасти негативное. У Акина действительно нет тормозов, поэтому досмотреть «Золотую перчатку» выйдет не у всех. Слишком мерзко и неприятно происходящее на экране. Но в эпоху «обезжиренного» полезно вспомнить, как уродлива бывает человеческая душа, а добродетель присуща далеко не каждому.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!