Расплата — Математика убивает

Мы знаем немало фильмов об аутистах. Как минимум «Человека дождя», а заодно можно припомнить ещё и «Меня зовут Кхан», «Я – Сэм», «Отточенное лезвие», «Контакт» и даже отечественный «Антон тут рядом». Так или иначе, в каждом из них всё внимание сосредоточено на определённой эмоции, которую должен испытывать человек в отношении этих удивительных людей: сочувствие, восхищение, симпатию, другую эмоцию положительного свойства. Аутисты вызывают интерес, их внимательно исследуют, им навязывают сверхъестественные способности и называют их людьми иной расы. «Расплата» добавляет к этому ещё одно «открытие»: такие люди, вообще-то, могут заниматься чем угодно.

Некая могучая корпорация, занимающаяся производством новейших биопротезов, нанимает пришедшего к ним аудитора-одиночку Кристиана Вульффа (Бен Аффлек) из небольшой частной фирмы, который обладает недюжинными способностями в области математики и обещает им разобраться в финансовых отчётах за полтора десятка лет, где просто чёрт ногу сломит. Но обнаруженная им крупная утечка вскрывает множество тайн и тёмных делишек корпорации, которые таятся в кипе бумаг, и он решает разобраться в деле полностью. Параллельно интерес к чрезвычайно умному математику, в свободное время консультирующему опаснейших преступников мирового уровня, проявляет Министерство финансов, в котором явно знают, что за личиной скромного аудитора скрывается кто-то очень таинственный и крайне опасный.

Сразу стоит оговориться, что тем, кто идёт на новый фильм от режиссёра «Воина» Гэвина О’Коннора за беспредельным экшеном с участием халкообразного Бена Аффлека придётся слегка разочароваться. Нет, стрельба тут присутствует, и в необходимые моменты «Расплата» даёт жару не хуже, чем какой-нибудь «Джейсон Борн» раннего разлива: монструозный Кристиан Вульфф на проверку оказывается крайне грозным товарищем, с которым лучше не шутить. К слову «Расплата» не лишена здорового юмора, благодаря которому картина никогда не пытается выглядеть излишне серьёзно и мрачно. Бен Аффлек умело балансирует эмоциональный тон происходящего — а сыграть такую роль так, чтобы не растерять убедительность в глазах зрителя, думается, было не так уж и просто.

Но экшен подаётся строго дозировано и от силы суммарно составляет треть фильма. Главная интрига сюжета — не тайны злостной корпорации, в которой герой вскрыл какие-то тайны, тут как раз всё без откровений, а сам Вульфф, его личность и прошлое. Нам не только рассказывают о его нынешней деятельности в лоне разоблачения коварных богатеев, наживающихся на лазейках и прорехах в экономической системе США, но и параллельно показывают историю его детства. А герой, напомним, лечится по остаточному принципу от преодолённого некогда синдрома Аспергера, который и проявляется в крайней сосредоточенности, необходимости всё доводить до конца и эмоциональной скованности. И в этой связи прошлого с настоящим — главная прелесть фильма.

Сценарист хорошего юридического фильма «Судья» замешал дикий коктейль из целой кучи элементов: тайны прошлого, сложные отношения с отцом, денежные махинации, «Алиса в Стране чудес», великие математики, комиксы, картины Ренуара и шестиствольный пулемёт на заднем дворе. За свой приличный хронометраж (более двух часов) фильм, к счастью, умудряется сложить всю эту мозаику в цельную картину и превратить хаос в порядок. Хотя и не обошлось без довольно банальных «роялей в кустах»:например, истинная цель агента минфина, пытающегося докопаться до истинной сути Вульффа, став явной, вызывает лёгкий фейспалм из разряда «да ну ладно, вы серьёзно?»

Но главной задачи этот фильм достигает — рассказывает цельную, интересную историю, которая в итоге развязывает все ниточки сюжета, не оставляя лишних узелков. Ну и, конечно же, щеголяет могучей челюстью Бена Аффлека, который сперва трогательно жарит оладушки идеально круглой формы, а потом с каменным лицом ломает руки, ноги и хребты противникам дедуктивного метода. Присутствует даже лёгкий, мимолётный намёк на романтическую линию между героем и милой Анной Кендрик, работающей на злобную корпорацию, и очень хорошо, что намёком она и остаётся — здесь она смотрелась бы, как сбруя на осле. Есть ещё Дж. К. Симмонс, Джеффри Тэмбор и Джон Бернтал — они играют, что ж, здорово.

Это фильм, который определённо заслуживает внимания. Не сногсшибательная головоломка, не фильм-откровение, и тему психического отклонения он использует как средство, как и положено кондовому голливудскому боевику, без заявок на некое высказывание. Да и кому оно нужно в фильме, где Бен Аффлек сперва умильно сплёвывает на пальчики, а потом идёт наматывать кишки врагов на дуло бронебойной снайперской винтовки?

70


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!