Сомния — И укусит за бочок

Фильмы ужасов – жанр настолько консервативный, что любой шаг в сторону в нем может привести к незамедлительному расстрелу, а точнее забрасыванию помидорами, падением кассовых сборов и ужасными эпитетами в рецензиях. И очень жаль, потому что этот архаичный столп современной киноиндустрии, который уже порос старым страшным мхом (видимо, положение обязывает), уже давно следует аккуратно, потихоньку раскачать. Олдовые фаны традиционных скримеров сейчас, конечно же, набросились бы на меня с криками «сдохни, чертов либерал!», но вот если честно, то мне (и думаю не мне одному) куда больше по душе ленты вроде сегодняшней «Сомнии». Так, уберите от меня Саманту и дайте всё объяснить.

Сюжет фильма вполне соответствует традициям субжанра «фильмы ужасов про сновидения». Семейная пара усыновляет ребенка с таинственным прошлым: настоящие родители Коди умерли, а предыдущие приёмные куда-то пропали. Следовало бы уже на этом моменте насторожиться, но супругам охота пуще неволи: их собственный ребёнок утонул в ванной. Мальчик поселяется в доме и сразу же начинает демонстрировать свою главную способность: ночью его сны оживают и материализуются. Новоиспеченную маму это поначалу несказанно радует, ведь таким образом по ночам она встречается с погибшим сыном, который снится Коди. И уж тут насторожиться следовало бы точно, ведь кроме приятных снов, людям снятся ещё и кошмары…

И конкретно мальчику особенно часто снится некий жуткий монстр, которого он зовёт Кракменом (доктор Хайзенберг и его коллеги по производству крэка ни при чем). Сами увидите, как он выглядит, важнее всего в этой истории, кто он такой, почему мучает Коди и как от него избавиться. Впрочем, одним монстром дело не ограничится: будут вам и монстры, и люди без глаз, и прочие радости жизни. И не стоит забывать, что не одному мальчику досаждают его материализовавшиеся видения: новоявленные родители тоже быстренько смекают, что бабочки хороши только когда они в животе, и уж по крайней мере не те, что являются из снов приёмного сыночка.

Сразу стоит оговориться, что, несмотря на хороший материал для brick factory, основанного на традиционных скримерах, фильм может разочаровать фанатов традиционных ужастиков. Тут следует вспомнить о том, что вообще-то создатель фильма, Майк Флэнеган, снял фильм ещё в 2013 году, сразу после выхода весьма успешного «Окулуса», но из-за банкротства студии выход фильма отложили и выпустили лишь спустя три года. После этого он успел выпустить неплохой триллер «Тишина», который лишний раз доказал способность Флэнегана создавать атмосферные вещицы в жанре ужасов. И вот думается, что за прошедшее время в «Сомнию» успели внести ряд поправок, дабы фильм немного отличался от бесконечной продукции, что штампуют пачками по 1-2 картине в месяц. Ибо он действительно, пусть не разительно, но отличается.

Более всего «Сомния» напоминает ужастики в духе Гильермо дель Торо (особенно «Приют» и «Маму»), и в данном случае это однозначный комплимент. То, что начинается как традиционный, можно даже сказать штампованный фильм ужасов про мальчика и преследующее его чудовище, в итоге оборачивается в нечто вроде страшной байки у костра. Не будем спойлерить, просто отметим пару моментов, которые однозначно можно поставить в плюс фильму.

Примерно после часа эффектного, но несколько клишированного действа, фильм резко меняет вектор и превращается в историю про детские комплексы, сокровенные тайны и родительскую любовь. С концепции «ух ща как напугаю!» «Сомния» перерастает в трогательную, хоть и мрачную драму с мистической составляющей. Будьте уверены – объяснят всё. Почему монстр, почему так выглядит, почему бабочки, что стало с родителями, да и вообще почему мальчик постоянно трогательно повторяет «Прости», когда очередной кошмар из его сна прорывается в реальность.

В фильме есть моменты, призванные попугать зрителя, но в целом это не бездумная полоса из мордоворотов с козлиными рогами, выскакивающих из-за угла, и мёртвых девочек, торчащих из телевизора. Посыл фильма совсем другой – через свою оболочку он преподносит зрителю историю про любовь, доброту и семейные узы. И, как ни странно, этот гуманистический посыл, заложенный в «Сомнию», не делает картину какой-то назидательной бессмыслицей и не превращает её в декламацию определенных истин. Это такая страшная сказка, с каким концом – не расскажем, смотрите сами. Одно точно, что намек на продолжение имеется.

Стоит отметить отдельно актерские работы, так как они, конечно, на «Оскар» не потянут, но оставляют приятное впечатление. И в первую очередь обращаешь внимание на Джейкоба Тремблэ, который уже успел громко заявить о себе в «Комнате» (при том, что «Сомнию» снимали за два года до этого). Мальчик выглядит очень органично, приковывает взгляд своим особым, наивным очарованием. По сути, на нём держится половина фильма, и, если он не Макколей Калкин, то его может ждать очень хорошая карьера. Также неплох брутальный Томас Джейн в образе отца. Ну а мать играет Кейт Босворт, про неё сказать как раз особо нечего, актриса как актриса. Тем не менее, все смотрятся органично, особенно в ансамбле.

Если коротко, этот ужастик приятно удивил – как раз тем, что использует жанр ужасов не для того, чтобы построить кирпичный дом, а чтобы рассказать историю, используя особенности этого специфического развлечения.

75


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!