Преисподняя — Я провожу вас в ад

Что творится в голове весьма успешного у себя на родине голландского постановщика Мартина Кулховена — одному богу известно. В его достаточно странной фильмографии фигурируют фильмы про женщин с одной грудью, мужчин, одержимых комплексами прошлого. В общем, кажется, нормальных людей в его фильмах просто не существует. Вот и «Преисподняя», первый фильм режиссёра с голливудскими актёрами, снятый по его собственному сценарию, выглядит как «Неоновый демон», помещённый в декорации Дикого Запада. Главную героиню даже играет Дакота Фаннинг, старшая сестра звезды последнего опуса Николаса Виндинга Рефна.

Вторая половина XIX века. Молодая немая девушка по имени Лиз (Дакота Фаннинг) живёт с мужем и двумя детьми в маленьком городке США. В местной церкви появляется новый пастор (Гай Пирс), и Лиз почему-то начинает заметно нервничать. Более того, преподобный и сам ведёт себя так, словно их что-то связывало в прошлом. Лиз — акушерка, и однажды она допускает смерть ребёнка при родах. Для священника это повод для священной кары: она выбрала, что жить должна мать, а не дитя. Пастор убивает мужа Лиз, поджигает их дом и вынуждает семью бежать прочь.

Фильм поделен на эпизоды, каждый из которых предваряют титры, названия которых взяты из Библии: «Исход», «Бытие» и так далее. Священник в исполнении совершенно жуткого Гая Пирса одержим персонажем Дакоты Фаннинг, и в этом нездоровом влечении можно углядеть грубые и обвинительные аллюзии на библейские тексты. Кулховен не случайно назвал фильм «Преисподняя». Он вполне отчётливо представлял себе, о чём он будет говорить: человечество катится в тартарары, религия порождает чудовищ, и «широки ворота в ад», под которыми подразумевается наш мир.

Выбор места действия, Дикий Запад, отнюдь не случаен. Это отличное место для увлекательного грехопадения. Закон здесь не порицает насилие над женщинами, преступников вешают прямо в сортирах и скармливают свиньям, а лучшим средством для пропаганды культуры речи становится отрезание языка. «Преисподняя» удачно вписывается в жанр нео-вестерна: в наше время, начиная с «Джанго» Тарантино, кинематографисты часто используют антураж Америки, пережившей гражданскую войну, чтобы поговорить со зрителем на неожиданные темы.

Вот «Преисподняя» поднимает тему религиозного беспредела в отношении женщин. Здесь один священник с Библией в руках способен поставить зомбированных овечек на колени и отхлестать кнутом каждую. Лиз никто не поможет, кроме неё самой. Зловещий пастор не отстанет от девушки: он тут олицетворение неискоренимого зла, на которое не распространяется справедливость и законы.

Для хулителей морали и любителей вызывающего «Преисподняя» вольготно распахивает свои двери. Педофилия? Пожалуйста! Убийство животных крупным планом? Да сколько угодно! Заковать непослушную женщину в намордник? Закуют и пусть хоть пикнет! В этом, пожалуй, и есть главная проблема фильма: Кулховен показывает полную безысходность и не даёт ни надежды, ни шанса. Никто не спасётся: злобный священник, возомнивший себя Богом, до каждого дотянется и каждому всучит билетик в ад.

Этот фильм обязательно найдёт своего зрителя. Здесь есть инфернальный Гай Пирс, мощный антицерковный посыл, а для фанатов «Игры престолов» — ещё Кит Харрингтон и Кэрис Ван Хаутен. Но не стоит идти на «Преисподнюю», если вы хотите получить от кино радость и удовольствие. Всё-таки этот мрачный, жуткий и максимально неприветливый мир — довольно стрессовое место.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!