Fatal Frame: Maiden of Black Water — В лучших традициях кайдана

Еще в далеком 2004 главный визионер Resident Evil Синдзи Миками предрек смерть жанру survival horror и на этой почве сместил акценты своей серии в пользу экшна. Вскоре вместе с PS2 ушла целая эпоха аутентичных хорроров, и в этом нет ничего удивительного — игры с тотальной аннигиляцией на экране продать легче, чем саспенс и выживание, а стоимость разработки за десять лет выросла в разы. «Ужастики» никогда не были массовым жанром, и в мире больших игровых бюджетов Fatal Frame — пожалуй, одна из немногих аутентичных survival-серий, которой удалось пережить болезненную смену консольных поколений.

Среди игровых разработчиков бытует мнение, что для того, чтобы понять хорошая перед вами игра или нет, требуется всего 30 секунд. С этим можно согласиться или спорить, я же за долгие годы вывела для себя иную формулу: в любой игре можно найти и выделить всего одну ситуацию, которая полностью ее характеризует. В долгожданном хэлоуинском подарке от TECMO/Nintendo — западной версии Fatal Frame: Maiden of Black Water такая сцена случается вскоре после начала игры: в антикварную лавку, которую держат Хисока и её ассистентка Юри, приходит таинственная посетительница. Узнав, что хозяйки нет на месте, несостоявшаяся клиентка исчезает, а Юри поднимается в комнату Хисоки и понимает, что та пропала. Через 20 минут исследований тесного интерьера ассистентка выясняет, куда девалась хозяйка, и отправляется по её следу. Собственно, практически всю игру мы занимаемся подобным неторопливым изучением небольших локаций. До самого финального аккорда Fatal Frame остаётся вдумчивым, медитативным детективом об изучении древних артефактов и познании причин вещей.

Гора Хиками считается проклятым местом. В старые времена на вершине горы располагался храм, но после череды таинственных смертей и слухов о странных ритуалах, его обитатели сбежали, а за горой и окружающим его лесом закрепилась дурная слава. Местечковое поверье гласит, что посетивший гору после захода солнца, рискует стать добычей злых духов. Именно за таких неудачливых гостей леса нам и предстоит играть.

fatal-frame-21

Трёх ключевых персонажей — юных Юри Кодзукаву и Мию Хинасаки (дочки Мики Хинасаки — главной героини оригинальной Fatal Frame), а также писателя Рэна Ходзё — на злополучную гору приводят случайные на первый взгляд обстоятельства, под гнетом которых герои вынуждены распутывать клубок страшных событий. Раскрытие темного прошлого храма становится основной целью и главной наградой в ходе расследования.

Не в пример другим частям в Maiden of Black Water вы будете часто блуждать в компании другого персонажа, что в целом помогает разрядить давящую атмосферу происходящего, но на этом их функции исчерпываются. А ведь в смутных биографических намеках есть где развернуться сценаристам: как минимум ассистент Рэна Ходзё — довольно интригующий персонаж, чью историю можно было бы подать намного эффектней.

Согласно традиции Fatal Frame, жертвам проклятой горы уделено намного больше внимания, чем живым героям. Игровые механики остались нетронутыми: персонажи постепенно узнают подробности о гибели каждого призака путем исследования локаций и предметов. Впоследствии героям предстоит даже пережить последние минуты жизни узников проклятья. Казавшиеся очевидными на первый взгляд причины смерти от лица жертвы демонстрируются совсем по-другому: то, что казалось самоубийством, оборачивается трагичной случайностью, либо происходит по вине доселе неизвестных темных сил. Подобная структура удачно подчеркивается игровым процессом: в редкую локацию заходишь единственный раз; напротив — мы часто возвращаемся в уже посещенные места в поисках новых улик, и почти всегда открываем все новые и новые детали случившегося.

В поисках укрытия от дождя герои попадают во дворик храма, полностью уставленный традиционными куколками Ishimatsu (по виду напоминающие детей в традиционной японской одежде). Углубившись в темные корридоры храма, протагонист не раз встретит тех же кукол, но уже в человеческий рост, пугающе бесстрастно наблюдающих из углов. На заднем дворе ждет роща, увешанная теми же куклами-висельниками — пугающая эстетика японских кайданов (фольклорного жанра страшилок о встрече людей со сверхъестественным) не перестает нагнетать и здесь. Fatal Frame 5 всегда находит способ заставить понервничать, не прибегая к дешевым трюкам: здесь почти нет характерных для западных игр моментов-«скримеров». Сильная сторона игры — в мастерском умении создать атмосферу тревоги и поэксплуатировать эффект «зловещей долины».

Бороться с призраками все же придется, и тут как нельзя кстати подойдет планшетный геймпад для Wii U: его использование повышает эффект присутствия во много раз. Способы отражения атак в Fatal Frame соответствуют древним поверьям японцев — согласно им, душу можно похитить, всего лишь сфотографировав человека. Стало быть, для упокоения злых духов нужно делать фотографии при помощи заговоренной камеры-обскуры: наводя планшет (экран работает как видоискатель) и ловя призрака в рамку камеры так, чтобы он поместился в неё как можно более полно. При фотографировании мы наносим духу урон, и его астральное тело распадается на несколько частей. Поймав 5 и больше частей в кадр или несколько духов рядом (да их бывает много) или подловив призрака в момент атаки, можно сделать так называемый Fatal Frame- критический удар. Пара таких кадров отгоняет сильных призраков на время, а слабых призраков успокаивает навсегда.

fatal_frame_maiden_of_black_water_wii_u_screenshot_5

Духи, конечно же, не беззащитны и могут атаковать вас в ответ. Часть таких нападений (и я действительно долго подбирала слова для этого) заставляет женских персонажей… намокать, ведь основной мотив игры — смерти, так или иначе связанные с водой. Промокание героинь и героя (причем его мокрая одежда почему-то совсем не так хорошо подчеркивает упругие ягодицы или грудь) помимо того, что радуют гусар, делают их более уязвивыми к атакам призраков, а в финальной фазе «намокания» и вовсе начинают отнимать здоровье.

WVW69ijgNNE0K61X5H

Кстати, заигрывания Tecmo с откровенными нарядами для женских персонажей чуть не поставили под угрозу выход игры вне Японии: для всех дам в игре предусмотрены альтернативные костюмы в виде нижнего белья, но одной из героинь по сюжету всего 16 лет (совершенно нормальный для жителей Страны восходящего солнца возраст, в котором уже вроде как и не зазорно демонстрировать свою сексуальность, но довольно спорный во многих европейских странах и России). Для подстраховки все «бикини» из западной версии игры убрали, а в одной сцене с позированием купальник на девушке заменили на наряд поприличней.

WVW69ijgdjEADkvl_C

Чем быстрее и качественнее вы расправляетесь с призраком, тем больше получаете очков. Последние можно потратить на полезные предметы: плёнку для камеры, сушащие одежду фонари, разные виды аптечек или апгрейды для обскуры и её линз, что дает серьёзный прирост к урону и усиливает её возможности.

WVW69ijcAQEtfrSAUG

Камера также используется для решения головоломок: закрытые замки дверей и сундуков, сфотографированные обскурой часто содержат «призрачный след» — фотографию, которая показывает примерное расположение предмета, служащего ключом, либо подсказку к дальнейшим действиям. Несмотря на то, что это звучит довольно эффектно в теории, на деле мало чем отличается от стандартного пиксельхантинга в приключенческих играх. Вдобавок к этому, наши протеже имеют привычку ходить со скоростью улитки, что делает решение таких загадок довольно утомительным. К счастью, игра не дает окончательно заскучать и держит определённые группы мышц игрока в тонусе: во время рутинного сбора предметов вас неожиданно может схватить призрачная рука, от которой еще нужно увернуться. Довольно бесхитростная, но очень эффективная находка: единожды попав в такую ловушку, начинаете ждать подвоха от каждого предмета.

WVW69iiXXRUSgoRXTX

Идиллию портят мелкие недоработки — в игре много анимационных «шероховатостей», большая часть из которых приходится на подъём предметов, когда рука героя спокойно проникает в стены и мебель. В абсолютном порядке вещей для нового Fatal Frame нелепые столкновения с моделями напарников (они вообще любят лезть в кадр и стоять на пути). Я давненько не встречала такой странной ошибки — левый стик, по обыкновению, отвечает за ходьбу, а правый — за обзор камеры, но попытка вращать их одновременно приводит к непредсказуемым результатам, которые серьёзно раздражают во время активных действий: необходимость развернуться и отступить может стать настоящим испытанием для игрока. Желая замедлить персонажа, разработчики почему-то пошли по крайне дешевому пути, неоправданно замедлив анимацию ходьбы, из-за чего она выглядит откровенно ненастоящей. Это не мелкие придирки — все эти дефекты проявляются в местах, которые игрок видит постоянно, и их наличие в такой красивой и качественно сделанной во всех остальных моментах игре неприятно поражает.

WVW69ijf2T4P8v5syZ

Какой тут можно сделать вывод? Перед нами классический Fatal Frame с интригующим сюжетом, крутой постановкой и вниманием к деталям. При этом разработчиками в кои-то веки удалось сгладить традиционные проблемы, связанные с инертностью геймплея. Порой небольших находок оказывается достаточно, дабы полностью ликвидировать наследственные проблемы целого сериала. Если вам нравились старые части Fatal Frame — то с вероятностью 99% можно утверждать, что понравится и эта: тут всё так же, но красивее и динамичнее. Что касается остальных — что ж, игра требует высокого уровня принятия от неофитов. Специфическая эстетика кайдана, недостатки управления и, пожалуй, излишняя манекенность персонажей штрафуют игру в глазах среднего игрока, но если вы любите открывать для себя новый игровой опыт — обязательно поиграйте в атмосферный детектив от мастеров японского хоррора.

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!