Презентовали этот странный фильм как экранизацию повести Достоевского «Кроткая». Это одна из поздних работ писателя, она путаная, эмоциональная и очень сложная для воспроизведения в киноформате. Пытались многие: в 1960 году (классический советский черно-белый фильм, строго по тексту), в 1969 (дважды в разных странах), 1992, 1995 и 2000.
Эта конкретная итерация примечательна в первую очередь сценаристом. Юрий Арабов — писатель и поэт, заслуженный деятель искусств России. В том числе он писал скрипт для «Фауста», снятого Александром Сокуровым. Сам Юрий от «Клетки» яростно открещивается:
«Кроткая» — это повествование от лица Неизвестного. Он ростовщик, однажды женившийся на Кроткой, бедствующей девушке без гроша за пазухой. Его рассказ очень спутан: он не понимает, зачем на ней женился, почему она за него вышла. Между ними разгорается конфликт: она слишком честна и невинна, а он каждый день доламывает чужие жизни, выплачивая им копейки за последние ценные вещи.
В этот классический сюжет создатели «Клетки» добавили лишних сущностей, тем самым упростив, как ни странно, изложение. Первая и главная — сама клетка, которой в повести вообще нет. Действительно, зачем вычерчивать противоречивые характеры героев как можно более точно. Непреодолимое препятствие изображается примитивно: гигантской клеткой для диких животных, которую Неизвестный в страннейшей и почему-то смешной сцене покупает на улице.
Кроме того, главный композиционный прием автора — сбивчивый рассказ — заменяется на покаяние Неизвестного священнику. Весь фильм — гигантский сюрреалистичный флэшбек, в котором поп присутствует как наблюдатель. Молодой артист Евгений Кулаков из сериала «Физрук» играет его до тошноты неестественно, лишь подчеркивая спорные инсталляции в оригинальной сюжетной канве.
Лучшее, что есть в картине — Даниил Спиваковский, сыгравший главную роль. Классический театральный фактурный актёр, он вытягивает на себе плохо сбитый образ Неизвестного. В сюжете нет ни слова о предыстории, и непонятно, с чего он такой странный. А ведь в книге рассказывалось о его армейском прошлом и даже о том, что он сам жил на улице и побирался.
В общем-то, и Елену Радевич правильно подобрали на место Кроткой, хоть и играть там актрисе тоже нечего. Еще в небольшой роли блистает Ирина Рахманова (помните диджея Леру из «Питер ФМ»?).
Большой вопрос вызывает персонаж Дмитрия Нагиева. «Коллега» Неизвестного, ростовщик Мозер упомянут в тексте Достоевского четырежды, в сюжете он не задействован. В фильме ему отведены две сцены суммарным хронометражом не более пяти минут. Кажется, популярного шоумена взяли в фильм исключительно ради пиара. Дмитрий и рад стараться. В привычных круглых очках он старательно переигрывает в образе, знакомом нам по какой-нибудь передаче «Большие гонки».
Тягучая атмосфера произведений Достоевского здесь, кажется, и не задумывалась. Лажа везде: от переделанного невесть зачем сценария до декораций. В обесцвеченном и промокшем Санкт-Петербурге во дворах лежит асфальт, видны современные канализационные люки, а в храме висит пластиковая коробка для пожертвований. Конечно, это не попытка перенести архаичное действие в современность. Это обычная халтура, и такой же характеристики заслуживает весь фильм.
P.S. На постере, кстати, изображена не та клетка, что фигурирует в картине. Почему — загадка.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!