И гаснет свет — В темноте, да не в обиде

В фильмах ужасов есть два крайних положения, в которых может развиваться фабула. Первое – когда режиссёр снимает чистокровный ужастик с целью заставить всех дрожать от страха, и сюжет подстраивается под нужды этого довольно примитивного, но столь любимого многим средства произвести впечатление на зрителя. Примеров – миллион и маленькая тележка, возьмите практически любой современный ужастик (начиная от «Уиджи: Доска дьявола» и заканчивая отечественной «Пиковой дамой»). И, в целом, качественно сделанный фильм, который может выезжать не только на одних устаревших скримерах, всегда на вес золота (все мы нежно любим первую часть «Астрала» и «Окулус»).

Второй вариант не менее сложный, но более благородный, что ли: когда режиссёр использует форму фильма ужасов как средство донесения до зрителя какой-нибудь важной идеи или мысли. Из каноничных фильмов – «Сияние» Кубрика и «А теперь не смотри» Николаса Роуга. Из недавних – тепло встреченный критиками «Сомния». В общем, «И гаснет свет» — нечто среднее между этими двумя крайностями. И надо сказать, что пусть и с переменным успехом, но ему удаётся балансировать на грани, будучи одновременно и хорошей историей, и временами весьма жутким фильмом ужасов.

Картина рассказывает нам о девушке по имени Ребекка, которая покинула родительский дом после смерти отца, оставив не совсем психически здоровую маму с отчимом и сводным младшим братом. У неё есть парень, она в целом неплохо живёт. Но после таинственной смерти отчима мать окончательно слетает с катушек: разговаривает с кем-то в своей комнате, подолгу не выходит из темноты и странно смотрит на мальчика. И тот факт, что пускай не родной, но любимый родственник остаётся наедине с неадекватной родительницей, побуждает Ребекку предпринять попытки забрать его к себе. Тогда же и обнаруживается, что всю семью постоянно преследует странное существо, живущее только во тьме, которое каким-то образом связано с матерью. И оно явно не желает им добра…

В общем-то, в фильме есть один довольно существенный недостаток, заключенный в множестве «недокрученных» мелочей в сюжете. К концу авторы раскроют нам большую часть ответов на многочисленные вопросы, но, скажем прямо, природа таинственной сущности по имени Диана так и окажется довольно размытой метафорой, которую можно трактовать по-разному, но дело при этом отнюдь не в многогранности образа. Нет, просто авторы хотели рассказать историю, в которой интрига, как часто бывает в таких случаях, держится на тайнах из прошлого персонажей, а все мистические явления – средство для того, чтобы эти тайны «вскрыть» и заставить героев в них разбираться. И при таком раскладе концовка может немного расстроить, потому что разобраться до конца так и не удастся, так что «хэппи энда» не ждите.

Тем не менее, история рассказывается интересно, интрига держится на протяжении всей первой половины фильма и даёт необходимую «смысловую нагрузку», которая иногда разбавляется редкими, но эффектными «пугалками». А вторая половина фильма наоборот, практически полностью состоит из экшена, наполненного тем адреналином, за которым идут в кино любители ужастиков. И, честно говоря, она оправдывает некоторую сумбурность фильма. Как известно, основой для ленты стала «Без света», вирусная короткометражка режиссёра-дебютанта Дэвида Ф. Сандберга, которого поддержал Джеймс Ван. Вся суть её в том, что некое существо появляется в темноте, а при свете исчезает. В принципе, это всё, что нужно знать про местную «механику», но этот простой приём очень эффектно работает, и во второй половине фильма за счёт него значительно возрастет градус напряжения. Диана, жуткая женщина-тень с когтями с нож, мечтает навредить Ребекке и её брату, и каждое её появление пусть и будет предсказуемым, но все-таки заставит посильнее вжаться в спинку кресла.

С актерским составом все нормально. Милая обладательница восхитительно красивых глаз Тереза Палмер источает уверенность в себе и непреклонность, но только до тех пор, пока жуткое существо из тьмы не заставит её выразительно вопить с выпученными от ужаса и удивления глазами. 15-летний Гэбриэл Бейтман, конечно, не Джейкоб Тремблэ, но тоже весьма хорош в роли мужественного паренька, который иногда проявляет чудеса стойкости. Снято всё неплохо, и музыка, как в любом хорошем ужастике, пробирает когда надо. Скримеров на удивление немного, интрига есть, дыхание иногда слегка перехватывает. Что ещё нужно, чтобы сделать хороший ужастик? Наш вердикт: «И гаснет свет» вполне стоит того, чтобы на него сходить один раз. И порадует он, пускай и умеренно, как любителей хороших историй, так и тех, кто ждёт повода повопить от ужаса. Второе вряд ли будете делать, но пару раз испугаетесь наверняка.

70


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!