[Про TV] The Man from U.N.C.L.E. – Минутка шпионского олдскула

Представьте: 1964 год, холодная война в самом разгаре, железный занавес, вот это вот все. А в США на вершину популярности взлетел шпионский сериал про двух агентов – дуэт американца и русского, работающих в одной организации, U.N.C.L.E.

Un1

В России о сериале почти никто не слышал, а еще меньше кто смотрел. Из-за того ли (или поэтому) нет ни английских, ни русских субтитров, в русскоязычной Википедии упоминания, ну а на скачивание с помощью торрент-треккеров придется потратить не одну неделю (автор строк убедился в этом эмпирическим путем). Но как в России резко возросла популярность Star Trek The Original Series 1966 года после выхода полнометражного ребута в 2009 году, так и культовый сериал про шпионов The Man from U.N.C.L.E. 1964 года привлечет внимание (будет переведен и найдет своих фанатов) после экранизации Гая Ричи с Генри Кэвиллом и Арми Хаммером в главных ролях, намеченной на 2015 год. У вас есть уникальный шанс посмотреть этот сериал до массового интереса к нему, дабы потом говорить: «Я смотрел Man from U.N.C.L.E. еще до того, как это стало модным!».

Сериал Man from U.N.C.L.E. вышел в 1964 году, на волне успеха первых экранизаций книг о Джеймсе Бонде («Доктор Но» с Шоном Коннери вышел в 1962). На первый взгляд, сейчас сложно кого заинтересовать такой старой как мир завязкой – наднациональная правоохранительная организация, которая противодействует международной преступности в лучших традициях Бондианы. А первый из четырех сезонов и вовсе черно-белый, что тоже отпугнет зрителя, избалованного 3D. Но невероятная популярность сериала в 60-е, и не только в США – в Европе тоже, невольно обращает на себя внимание. «Возможно, мы упустили какой-то важный мировой культурный пласт?»— глубокомысленно подумает потенциальный русский зритель. Точно так же новичкам из 21-го века сложно начать смотреть Star Trek TOS 1966 года, но отрицать его культурную ценность и притягательность было бы глупо. Итак, чем же знаменито наше шоу?

U.N.C.L.E. (аббревиатура расшифровывается как United Network Command for Law and Enforcement) — организация, состоящая из агентов всех национальностей и имеющая филиалы во всех странах мира. Главная цель — сохранение порядка в мире, но, как правило, это заключается в противостоянии точно такой же организации, но со знаком «минус» — THRUSH. Задача THRUSH – захватить мир. Не нужно смеяться – это были 60-е, многослойность для злодеев была еще не изобретена, и для шпионского сериала достаточно было назвать одних – Хорошими, а других – Плохими. В 60-е, одновременно с первыми фильмами о Джеймсе Бонде, это считалось оригинальной новинкой. А для любителей ретро некоторая наивность сюжета пойдет даже в плюс. В любом случае, не в идее главное достоинство сериала, а в персонажах и в самом действе.

Un3

Первоначально планировался только один главный герой – Наполеон Соло (Роберт Вон), классический агент-шпион, которого, кстати, создал сам Ян Флеминг как телевизионную версию Джеймса Бонда. Но второстепенный персонаж — напарник Наполеона, русский агент Илья Курякин (Дэвид МакКаллум) – быстро обрел такую популярность среди зрителей (в большей степени среди зрительниц), что вошел в постоянный состав сериала. Собственно, один из первых примеров на телевидении, когда сайд-кик отвоевывает у номинально главного героя как симпатии публики, так и экранное время.

Два главных героя выглядят полными противоположностями друг друга. Соло – элегантный брюнет, профессионал в смокинге с бабочкой, дамский угодник, представитель высшего общества (см. Джеймс Бонд). Правда, в отличие от Бонда, Наполеон Соло менее брутален – часто главным его оружием оказывается не пистолет, а талант к светской беседе и соблазнению дам. Илья, напротив, задумчивый, замкнутый и сдержанный интеллектуал, главный поставщик саркастичных ремарок. Контрастно выглядит и его отношение к женщинам – молчаливый блондин притягивает красоток как магнит, но сам к женским чарам стоек.

Основы привлекательности Ильи Курякина как персонажа во многом лежат в его загадочности. Как говорил сам Дэвид МакКаллум: «Никто не знает, чем занимается Илья Курякин, когда идет вечером домой». Заслуга создания его характера полностью принадлежит самому актеру — он размышлял, каким образом можно оживить своего героя, изначально бывшего периферийным, и решил использовать в свою пользу отсутствие данных о нем в сценарии. Хотя что тут скрывать – в первую очередь, конечно, телезрителей (зрительниц!) зацепила холодная красота актера. Загадочный голубоглазый блондин с точёным лицом? Неизбежно приковывает к экранам.

Un4

К счастью, продюсеры разглядели потенциал притягательности Ильи Курякина. Вместо соло (простите за каламбур) они создали дуэт Наполеон-Илья, благодаря которому шоу стало сверхпопулярным среди молодежи 60-х, а Дэвид МакКаллум стал секс-символом и до сих пор является рекордсменом по количеству писем от фанатов в истории Metro Goldwyn Mayer. Несмотря на то, что сериал вышел в пик холодной войны, образ Ильи стал феноменом поп-культуры 60-х, и обожание фанатов было так сильно, что МакКаллума называли пятым битлом, или блондином-битлом.

Несмотря на достоинства обоих персонажей по отдельности, самая главная ценность сериала заключалась, безусловно, в химии между ними. Противоположности притягиваются, как говорят, и пара Наполеон-Илья просто искрит на экране. Основу сюжета серий составляют, конечно, экшн и шпионские вылазки, но вся прелесть сериала именно в диалогах и взаимодействии между героями. Каждый раз, когда они обмениваются колкостями или просто многозначительно переглядываются, оценивая какую-либо шпионскую ситуацию, вспоминаешь, что это не просто «сериал про шпионов», но также ироничная, тонкая игра между напарниками, за которую поклонники так полюбили шоу.

Napoleon (on the phone): «Illya, we’re in need of your special talents, are you free?»

Illya: «No man is free who works for living. But I’m available!»

Что же касается чисто шпионской составляющей, то по своему качеству сценарий не уступает своему аналогу – фильмам о Джеймсе Бонде 60-х годов, иногда заставляя изумленно приподнять бровь, а иногда, правда, просто смеяться, как например в серии про ученого, пытающегося воскресить Гитлера. Как правило, герои сталкиваются со злодеями из могущественной организации THRUSH, работают в разных уголках мира, зачастую под прикрытием в самых разнообразных костюмах. Наполеон обычно в смокинге – играет аристократа, а Илье достаются роли нищих попрошаек или какого-нибудь рикши. Наследие пролетариата! Кроме переодеваний и маскировок, регулярный сюжетный ход – взять одного из героев (или обоих) в плен и изощренным образом связать/приковать, что также не может не радовать женский глаз.

Un5

Итак, способ привлечения женской аудитории довольно прозрачен, но создатели нашли приманку и для сильной половины: как и в фильмах о Джеймсе Бонде, в каждой серии появляется новая умопомрачительно красивая женщина – либо противница, либо союзница героев. Серии выходили раз в неделю, так что таких приглашенных звезд называли «lady of the week». Конечно, современному зрителю эти леди незнакомы, разве что заядлым киноманам, но в свое время эти актрисы были ярчайшими звездами 60-х.

Кстати говоря, среди приглашенных звезд были и мужские роли – в первую очередь, это Уильям Шатнер и Леонард Нимой, снявшиеся вместе в одной серии (1×09, «The Project Strigas Affair»), за 2 года до выхода Star Trek TOS (*здесь много восклицательных знаков и выразительных подмигиваний*). Именно благодаря этому совпадению о сериале Man from U.N.C.L.E. узнаёт большинство людей – да и те трекки. Из других имен, знакомых широкой публике, можно назвать Винсента Прайса и 13-тилетнего Курта Рассела, хотя, возможно, иной киноман узнал бы и больше.

В общем, если вы любитель олдскульных сериалов, 60-х, красивых женщин в костюмах 60-х, радующих взор мужчин и шпионских приключений, то четыре сезона Man from U.N.C.L.E. определенно к просмотру рекомендуются. Ну а всем остальным можно пойти простым путем и просто дождаться ремейка Гая Ричи.

80


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!