Renowned Explorers: International Society — Бороться и искать, найти и перепрятать

Renowned Explorers легко пропустить, приняв за беглеца с планшетов. Мультяшная графика, множество всяких кнопочек и показателей — так и кажется, что где-то рядом спряталась покупка жетонов. На деле же нет, игра байт от байта — инди для персональных компьютеров с оригинальной механикой внутри.

Позиционируется Renowned Explorers как RPG-стратегия. Группа из трёх исследователей жюльверновской эпохи уходит в экспедицию: искать сокровища и добиться большей известности, чем соперник — наглый вездесущий Ривалье. Времени как раз хватит на пять поездок, так что хватать в них надо всё, что плохо лежит. Но осторожно, чтобы не обидеть местных или попасть под проклятие и сгинуть там, где не ступала нога человека.

Несмотря на то что в начале игры можно выбрать режим с сохранениями, основной, разумеется, — rogue-like, с потерей партии после неудачной экспедиции. Сами экспедиции проходят на случайно генерируемых картах, похожих на те, что мы видели в FTL: множество точек, соединённых между собой, где происходят разные события. Только в отличие от FTL, да и других игр подобного жанра, Renowned Explorers даёт игроку слишком много информации. Иконки вокруг каждого узла карты подсказывают, чего ожидать и стоит ли туда соваться имеющейся партией. Разумеется, угадать, что конкретно произойдёт после очередного перемещения, невозможно — иногда и точки, помеченные пустыми, преподносят сюрпризы. Также при выборе вариантов ответа раскрыты вероятности пройти проверку на скиллы или найти определённое сокровище — в общем, перемещаться по большей части приходится не вслепую.

Подобная прозрачность игру вовсе не упрощает, поскольку придётся не только исследовать, но и сражаться. Боевая система полностью оригинальна и строится на манипуляциях эмоциями. Путешественники могут атаковать врага грубой силой, а могут всячески оскорблять или, наоборот, отвешивать комплименты. Три настроения: агрессивное, коварное и дружелюбное — работают по принципу камень-ножницы-бумага и дают обеим сторонам бонусы или штрафы в зависимости от сочетаний. Неосторожно решив кокетничать с злобным противником, легко заработать пенальти к защите и осложнить себе жизнь.

Настроения и общая атмосфера стычки — штука переменчивая. Противники-люди, придя с миром, но увидев, что им не рады, быстро подстраиваются под обстоятельства и меняют своё поведение, чтобы убрать штрафы, а то и обрести преимущество. То же должен делать и игрок, благо, трёх коварных приёмов хватит, чтобы сменить агрессию на острый язык. А чтобы снять маску дружелюбия достаточно просто один раз кого-нибудь сильно огреть. Не все исходы битвы одинаково благоприятны: иногда агрессивное нарезание противников не принесёт никаких бонусов, тогда как попытки подружиться дают дополнительное сокровище — но бывает и наоборот. Если держать нужную атмосферу поначалу не составляет труда, то более серьёзные стычки и мини-боссы заставляют попотеть над балансированием между настроениями.

Звучит сложно, а на деле систему легко освоить после первой же экспедиции, максимум на середине второй. Тогда же перестают пугать многочисленные жетоны и их производные — все механики Renowned Explorers проще опробовать в действии, чем читать о них. Так выясняется, что игра в большей степени стратегия и планирование на несколько шагов вперёд, чем RPG со случайными событиями. Вот над стратегией-то придётся корпеть подольше, чтобы успешно провести партию через все 5 экспедиций, да ещё отобрать корону главного исследователя у самовлюблённого Ривалье.

Случайная генерация работает на ура: карты перестраиваются, посетить абсолютно все точки невозможно из-за ограничения по припасам, поэтому какие-то уникальные события всё равно останутся за бортом первых экспедиций. Агрессивная партия проходит локацию иным способом, чем коварная, да ещё и с другими перками. Но конечные цели всё равно остаются теми же, через десяток-другой игр уже представляешь, что ждать от экспедиций 2-3 уровня и играешь на оптимизацию прохождения.

Упор на цифры, однако, повредил персонажам. Хотя вначале на выбор предлагают множество колоритных героев, для сюжета, которого тут в общем-то тоже нет, совершенно не важно, кого вы возьмёте в партию. Пройдоха Гарри, роковая женщина Мария, реслерша Долорес, военный врач Филипп — все они в первую очередь будут интересовать характеристиками, но никак не характерами.

Понимая недостатки первоначальной игры, Abbey Games не бросили своё детище, но весь год наполняли его новыми уровнями и механиками. Первым крупным дополнением было More to Explore, которое ввело карточки рассказов. Разыграть их можно во время привала, который случается по разу за экспедицию. Поначалу доступны самые простые эффекты: получить столько-то жетонов исследования, науки и т.д. Позже открываются карточки более сложного действия, в том числе с историей конкретного персонажа. Например, у гречанки Биа обнаруживается целая шпионская сеть, но с секретом. А безумная изобретательница Анна показывает склонность к нетрадиционным методам обучения. В итоге истории всё равно сводятся к тому, кто какие бонусы получит к статам и скиллам, хотя и попутно дают несколько забавных взаимодействий.

По-настоящему же игру оживило свежее дополнение The Emperor’s Challenge. Оно вводит новый режим, который существенно перетряхивает проверенные тактики. Соперничать по-прежнему придётся с Ривалье, только теперь надо не набирать славу, а выполнять задания императора. Две основных цели предопределены заранее и видны перед стартом игры: одна пара меняется ежедневно, другая — еженедельно. Под некоторые задания собрать команду легко, так как они связаны с базовыми характеристиками персонажей: иметь в команде исследователя с определённым уровнем перка, завершать битвы с определённым настроением. Попадаются и менее очевидные цели, которые больше зависят от бонусов, раскрывающихся по ходу игры: прокачать силу атаки, сделать как можно больше открытий и т.д. Система, однако, подсказывает, какая команда лучше подойдёт для задания, если это не совсем понятно сходу.

Новый режим несколько повышает базовую сложность игры. С одной стороны, становится очевиднее, в какую сторону развивать партию. С другой, двумя главными целями дело не ограничивается — по ходу путешествий и стычек постоянно появляются новые, дополнительные, с которыми медлить нельзя. Противник их тоже выполняет: это отображается прогресс-баром, на который невозможно повлиять кроме как завершить задание раньше. Тут и приходится разрываться. Партия заточена под дружелюбное прохождение, внезапно выпало задание, требующее завершить драку коварно, а самые крупные бонусы выдадут, если вести себя агрессивно — абсолютно нормальная ситуация и касается она не только боёв. Также игра подталкивает рисковать, обещая дополнительные очки, если вы откажетесь брать экспедиции сначала 2-го уровня, потом 3-го и т.д.

Всё это вынуждает пересматривать уже отточенные приёмы. Наловчились делать из Анны машину по добыванию сокровищ и славы? Придётся обойтись без неё, потому что она меньше всего подходит под текущий вызов, да и раскачается ближе к концу игры. Разумеется, можно сознательно усложнить себе жизнь, собрав наименее готовую к заданию партию, но будьте готовы, что успешное прохождение затруднится в разы.

Было бы неплохо, если бы с The Emperor’s Challenge добавился мультиплеер — всё-таки соревноваться с живым противником интереснее. Но и одиночный режим хорошо развивает игру, подталкивая попробовать новые подходы. Если вам нравился изначальный концепт, то дополнение к покупке обязательно. Если отпугивала повторяемость, то The Emperor’s Challenge переводит фокус на стратегию, которую надо подстраивать под обстоятельства, и постоянно подкидывает новые задачи. Приниматься за него лучше после того, как вы освоите основной режим, чтобы представлять, как выжать из партии максимум.

Renowned Explorers — это яркий и весёлый рогалик, который далеко не всё оставляет на волю случая. После двух DLC это всё ещё игра про цифры и стратегию, но разнообразия в ней прибавилось. Студия обещает выпускать обновления и дальше, так что убирать это инди с радара не стоит.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!