Отмель — Выжившая

Нужно ли что-то рассказывать про фильм, где две главных героини – длинноногая блондинка в купальнике и огромная белая акула? На самом деле, нужно. Потому что в новом фильме Хауме Кольет-Серры есть как множество достоинств, так и довольно обидные недостатки. Да, кстати, если что – сисек не будет.

Для режиссёра тема камерного триллера не нова. До этого он уже сделал достаточно крепко скроенный «боевик в самолёте» «Воздушный маршал». Он немного сбоил от чрезмерной «голливудскости», но в целом производил приятное впечатление как раз за счёт того, что напряжённый сюжет разыгрывался в рамках самолёта, летящего посреди бескрайних воздушных просторов. Ощущение клаустрофобии умело маскировало недостатки фильма. Так что на этот раз Кольет-Серра использовал беспроигрышный вариант: в удачную формулу «замкнутого пространства» запихнул Блейк Лайвли и заставил зрителя волноваться за неё.

Молодая студентка, спортсменка, медик и просто красавица Нэнси в поисках себя приезжает на никому неизвестный пляж, который как-то связан с воспоминаниями о её матери. Доска для сёрфинга, купальник, наручные часы – вот всё, что есть при ней, когда она залезает в воду, чтобы прокатиться. И ничто не предвещало беды – ни сильные волны, ни дружелюбные амигос, что тоже нежились в тёплом заливе, ни приближающийся отлив. Но вот – внезапно появившаяся белая акула-людоед, прокусив ногу девушке, вынуждает незадачливую туристку прибиться к близлежащему каменному выступу и загоняет в ловушку, из которой, как может показаться, нет выхода…

Ну, мы-то знаем, что выход всё равно найдётся, кто ж позволит такой очаровательной девушке замёрзнуть или быть сожранной акулой. В принципе, об этом весь фильм – столкновение слегка потерявшегося в жизни, хотя и сильного духом человека с природой. Ни о какой психопатической острозубой убийце с жабрами речи не идёт – рыба просто защищает свою территорию, так что девушка всего лишь «неудачно попала». Тем не менее риск стать добычей не просто велик, а прямо-таки колоссален, поэтому Нэнси придётся включить смекалку и ловкость, чтобы выпутаться из, мягко говоря, непростой ситуации.

И тут сразу надо отметить один важный косяк в сюжете, а именно – поначалу очень умная и расторопная серфингистка позже начинает вести себя глупо: поставив задачу «бороться до конца, как мать», она начинает «раздраконивать» акулу тем или иным способом, стараясь как-то нанести ей урон. Прогнать её, очевидно, не прогонит, навредить шансов и того меньше, а вот разозлит в итоге ещё сильнее, что никак не добавит шансов на выживание, так что любые подобные действия выглядят нелогично и плохо соотносятся с более чем разумным поведением девушки до этого. Финал в этом отношении вообще отдаёт идиотизмом – такого неожиданного «хэппи-энда» просто никак не ожидаешь.

И это довольно обидно, ведь на самом деле темп очень круто выдержан. Картина открывается солнышком, яркими джунглями и кокетливыми трусиками главной героини, чтобы погрузиться в пучину отчаяния и безысходности, когда кажется, что это действительно ситуация, из которой выход найти совершенно невозможно. И от того особенно интересно наблюдать за тем, как находчивая Нэнси каждый раз изворачивается то так, то эдак, чтобы справиться с очередной проблемой на пути к берегу. Ночной холод, голод, глубокая рана на ноге от акульих зубов, отсутствие всякой коммуникации с внешним миром – не лучшие условия, чтобы остаться в живых. Тем не менее раз за разом находится тот или иной остроумный выход из ситуации.

Прелесть таких камерных триллеров как раз в том, что удачные решения герои берут буквально из ниоткуда, чем фильмы и захватывают зрителя. И нет, тут практически не будет «внезапных спасений» в духе случайно проплывавших мимо лодок, тайника с дробовиком или РПГ-7 под камнем, оставленный сомалийскими пиратами. Всё очень сурово: купальник, водонепроницаемая курточка и часы – даже доска и та канет в Лету. Так что напряжение фильм создаёт приличное. И если бы оно не разбивалось практически вдребезги концовкой – можно было бы заявить, что у нас появился достойный преемник «Челюстей».

Хотя на самом деле на фильм Спилберга «Отмель» мало похож. После просмотра на ум приходят гораздо быстрее другие три – «Спасательная шлюпка» Хичкока, «Схватка» Карнахана и «Не угаснет надежда» Джей Си Чендора. Можно привести ещё миллион примеров – «Жизнь Пи», «127 часов», но эти особенно близки. Первый является практически эталоном «камерного триллера на воде», второй так же рассказывает о противостоянии человека и природы, а в третьем всё внимание сосредоточено на одном человеке, что особенно роднит именно этот фильм с нашим сегодняшним героем. Ведь чтобы вытянуть подобный сюжет, кроме умелой режиссуры и крепкого сюжета нужна мощная актёрская закалка (а Чендор привлёк к этому делу двукратного обладателя «Оскара» Роберта Редфорда).

Половина фильма строится именно на Блейк Лайвли. Поначалу она прямо-таки излучает голливудские лоск и сексуальность. Зато потом, посидев на рифе пару дней без еды, пресной воды и продрогнув до мозга костей — как от холода, так и от неуютного соседства с акулой, — она радует зрителя синюшными кожей и губёшками, грязными засаленными волосами и выражением полного отчаяния на лице. Ди Каприо, думается, поставил бы лайк. Это действительно театр одной актрисы и зубастого спецэффекта, остальные персонажи либо появляются на пару минут, либо акула разделывает их на холодные закуски. Так что Блейк Лайвли — респект, она тянет на себе всё и сглаживает неровности и шероховатости фильма. И не только за счёт упругой попки, что особенно удивительно.

А ещё ей компанию составляет ужасно милая чайка. Съедят её или нет — секрет! В общем и целом, это однозначно неплохая работа, даже хорошая. Достойно просмотра, особенно в период, когда все или уже полетели нежиться на волнах, или только планируют — приятно же нервишки пощекотать себе, дабы потом расслабиться ещё круче, не правда ли?


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!