Американский снайпер — Рамадинский дьявол

Умению воспевать своих и чужих героев в Америке научились далеко не вчера. Однако почти всегда, если дело касалось очень недалекой исторической перспективы, то все персонажи как один получали со стороны неодобрительные выкрики, а постановщики картин — позорное клеймо «агитработника». Звучали, правда, эти понятия, как правило, из-за рубежа, но иногда режиссерам доставалось и дома. Картина под названием «Снайпер» (American Sniper) тоже оказалась под пристальным вниманием общественности, но вместо того, чтобы под градом критики и из-за своей неоднозначности пойти ко дну, кино внезапно стало самым кассовым фильмом о войне за всю историю американского проката. А от положительных отзывов простых зрителей в западном сегменте Твиттера шагу нельзя было ступить.

TA3A5741.DNG

Заслужила ли всего этого картина? Ну, это как посмотреть. После великолепного «Гран Торино» карьера Клинта Иствуда стала напоминать творческое пике, во время которого пятикратный лауреат премии Оскар откровенно зарывал свой талант в землю, размениваясь на вялые байопики («Непокоренный», «Дж. Эдгар») и ненужные фантастические драмы («Потустороннее»). Его «Снайпер», правда, тоже фильм-биография, но показывающий, что режиссер за последнее время все же чему-то научился. Во-первых, он понял, что зрителю не нужно долго рассказывать предысторию главного героя, достаточно сделать пару жизненных зарисовок, и начальный портрет уже готов. Во-вторых, для создания настоящего саспенса нет необходимости прибегать к каким-то необычным приемам, ведь красота любого действия скрывается в его простоте.

AMERICAN SNIPER

Разумеется, данный подход придумал не сам Иствуд, а скорее подсмотрел его у Кэтрин Бигелоу, но если последняя использовала его для развенчания мифов о войне и снятия почти документального кино, то сам Клинт занимается тем, что эти «мифы» как раз создает. При этом он намеренно оставляет за кадром все неоднозначные моменты, связанные с прошлым Криса Кайла вроде кучи судебных разбирательств, которые он затеял, вернувшись с войны. Однако сказать, что Брэдли Куперу на экране достался исключительно положительный персонаж, язык все равно не поворачивается. Он вызывает симпатию и уважение, как любой человек, до самого конца преданный своему делу. Но он не безумная машина для убийства, которой его рисует критики картины, зачем-то сравнивая «Снайпер» с намеренно гиперболизированной «Гордостью нации» из Тарантиновских «Бесславных ублюдков». Война для него отнюдь не наркотик и развлечения, а вынужденная необходимость по защите собственной страны, ведь каждый выстрел здесь — это один или несколько спасенных гражданских там.

AMERICAN SNIPER

Возможно, в любой другой интерпретации ленту было бы очень легко обвинить в том самом звездно-полосатом пафосе, от которого буквально скрипят зубы, особенно если за камерой стоит постановщик вроде Майкла Бэя. Но режиссеру даже такие неоднозначные сцены даются очень просто, потому что он понимает, где разница между здоровым патриотизмом и истерическими криками об исключительности определенной нации.

Другой вопрос — исторические детали. Вот уж где Иствуд пошел в разнос, так это там. Любой взрослый человек прекрасно помнит, с чего началось вторжение США в Ирак, и что конкретно являлось мотивами американского правительства. Но в «Снайпере» вы услышите только об одном враге демократии – а именно «Аль-Каиде», с которой и воют пехотинцы под прикрытием «дьявола из Рамади».

0696974.tiff

Как к этому относиться, каждый решает самостоятельно, ведь та самая грань, за которой заканчивается кино и начинается объективная, историческая реальность, невероятно тонка. Месяц назад «Игра в имитацию» показала, что любое искажение даже самых маленьких фактов о знаменитых личностях может привести к полному неприятию картины. Но, на мой взгляд, если режиссеру на фоне данной «интерпретации» удается построить отличное жанровое кино (в данном случае военный боевик), то осуждать его за это довольно глупо. Особенно когда понимаешь, что в нашей стране еще не скоро наступят времена, когда можно будет снять настолько правильное и мощное произведение о героях своего отечества.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!