Спасение — Роуд-муви, бессмысленный и беспощадный

Иван Вырыпаев — это режиссёр сверхновой российской театральной волны. Сам он художественный руководитель хипстерского театра «Практика», его первый фильм — экранизация собственной хитовой пьесы «Эйфория». При этом про другую картину, «Кислород», сложно сказать, что это произведение действительно кинофильм. Вырыпаев не беспокоился по поводу того, сколько человек поймут и оценят, о чем он снимал. Теперь режиссер сжалился — «Спасение» кинематографичнее предыдущих экземпляров видеоарта.

Сложно сказать, что в фильме есть настоящий сюжет. Присутствует лишь формальная завязка. Польская католическая монашка Анна (играет Полина Гришина, русская) по делам церкви прилетает в индийскую часть Тибета. Она не может сразу добраться до пункта назначения и селится в отеле. Невеста христова гуляет по хрестоматийным пейзажам и участвует в ровно трёх диалогах: с развязной туристкой (Каролина Грушка, жена режиссёра), американцем-музыкантом (Казимир Лиске, играл в «Интернах») и самим Вырыпаевым в панаме. Разговоры ведутся на английском языке, переведены закадрово опять-таки режиссёром.

s_SV_SCREENS__2.2.3

Российского в фильме очень немного. Действие происходит строго в Польше и Индии, из нашей страны — лишь продюсеры и небольшая часть съемочной команды. Экзотика на всех уровнях: от сеттинга до замысла. Анна, как носитель католического мировоззрения, должна столкнуться с другим, почти инопланетным миром блаженного спокойствия, красоты и буддизма. Кроме того, фильм позиционировался как «медитативный роуд-муви».

s_SV_SCREENS__3.5.2

Тибет красивый, с этим сложно поспорить. Однако кино не клип для задника караоке, и просто красивых пейзажей недостаточно. Про сюжет говорить не приходится: не считать же им три столкновения с безликими персонажами. Характер Анны не должен развиваться, но развивается, а все остальное время персонаж бездействует, бродя по однообразным горам и каменистым долинам. Единственные сцены, которыми разбавлено мутное действие, происходят в отеле, где Анна ходит в туалет, блюёт из-за высотной болезни и молится. Чувствуете уровень?

Снимок экрана 2015-08-25 в 10.11.48

Я не настолько глуп, чтобы требовать от российского артхауса крутого сторителлинга. Кроме того, сложно было и предположить, что после трёх актов подлинного искусства Вырыпаев сделает потребительский продукт. Но даже если не считать «Спасение» настоящим фильмом, а лишь красивым клипом, то всё равно придётся констатировать безнадежную бессмысленность происходящего на экране. Это не перформанс о клерикализации общества — для такой сложной темы сказано слишком мало внятных слов. Это не диалог культур — они не общаются, потому что западный представитель замкнулся в себе, а восточному нечего сказать.

SV_SCREENS__3.5.1

Даже для ищущих смыслы фильм окажется подобием сеанса электросна: уверенные в себе и уважающие автора киноманы начнут клевать носом от девяноста минут этой медитации, а настоящим спасением от «Спасения» будут титры. Для обычного же зрителя это — недоразумение, непонятно как попавшее на экран. Он уйдет из зала через 10 минут, нисколько не беспокоясь за судьбу российского кинематографа, и будет прав.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!