Обитель проклятых — В дурдоме сегодня танцы

Где проходит грань между сумасшествием и нормой? Почему человек, хладнокровно истязающий людей, подчас зовется доктором, а несчастные жертвы его экспериментов — больными? Что есть норма в изменчивом мире, где одна эпоха оспаривает у другой причастность к истинам бытия? Фильм «Обитель проклятых», основанный на рассказе Эдгара Аллана По «Система доктора Смоля и профессора Перро», не отвечает напрямую ни на один из этих вопросов, но зато предлагает универсальное лекарство для больных и тех, кто все еще считает себя здоровыми. All you need is love.

Молодой доктор Ньюгейт (Джим Стерджесс) с приятным личиком и высокими ценностями, но без врачебного опыта приезжает в мрачную психбольницу, которой управляет доктор Лэмб (Бен Кингсли), исповедующий оригинальные методы обращения с подопечными. Колоритные пациенты свободно бродят по лечебнице и активно участвуют в массовых мероприятиях (вечера музыки и прочие милые посиделки у огонька). Да и зачем по логике Лэмба их слишком стеснять — они вполне счастливы и в своих ролях Наполеонов, Гамлетов да чайников. Однако вскоре Ньюгейт, испытывающий большие чувства к местной пациентке Элизе (Кейт Бекинсейл), понимает, что дело здесь нечисто: настоящие доктора и персонал заперты в подвале, а все, что творится наверху — непредусмотренный и затянувшийся день самоуправления. Ньюгейт пытается завязать отношения с Элизой, спасти пленников и обхитрить разом несколько маньяков, пару буйнопомешанных и даже минимум одного «неизлечимого гомосексуалиста».

DSC_8409.NEF

В принципе, «Обитель» — интересный и напряженный приключенческий фильм про попытку свержения «революционной власти» в стенах отдельно взятого учреждения. Особенной ленту делает именно ее психиатрический антураж — запала у ярких персонажей хватило бы на целый сериал, да и ощутимая атмосфера гротескного и, при этом, свободного в своих проявлениях безумия выделяет фильм из ряда прочих триллеров последнего времени. Конечно, «Обитель» — кино для тех, у кого не шалят нервы, и тех, кто не прочь без неприязни или отвращения следить за разыгрывающимся на экране цирком странностей.

При определенной мрачности и остроте моментов картина не лишена юмора и удачных шуток, а в конце и вовсе оставляет приятное послевкусие истории про силу человеческого тепла. Непонятно также, за что дали рейтинг «18+». Это, естественно, не семейное кино, но и действительно «взрослого» контента в нем не так много.

Stonehearst Asylum PHOTO CREDIT: Simon Varsano

К сожалению, как раз тематика исцеляющей любви здесь выглядит слабым звеном. Практические все диалоги Ньюгейта и Элизы оборачиваются такими пафосно-романтическими пассажами, будто они писались генератором возвышенных фраз на основе мировой библиотеки женских романов второго эшелона. И если это в итоге можно объяснить предысторией молодого доктора, то вся сюжетная линия с «ключом к Лэмбу» оказывается не предполагаемым прозрением со стороны Ньюгейта, а просто случайно найденным предметом из прошлого, влияющим на сознание антагониста. Возникают и чисто логические несостыковки в сюжете, когда, например, Лэмб толком не реагирует на подозрения в причастности к смерти одного из персонажей, хотя все улики говорят против несчастного случая. Конечно, не стоит искать слишком много адекватности от человека в смирительной рубахе, но периодичность подобных странностей у других героев и сценарные клише говорят скорее об общем далеко не гениальном уровне предлагаемой истории.

3

Безусловно, козырем «Обители» стал ее актерский состав. Зажег Дэвид Тьюлис в роли маньяка Микки, харизматично выглядят Кингсли и Майкл Кейн, исполнившие роли нового и старого директоров психбольницы. Органично выглядят центральные актеры Стерджесс и Бекинсейл, которой наперекор сложившемуся образу боевой красотки можно побыть здесь просто дамой в беде (пусть и без ее бойцовских навыков эта история полностью не обойдется).

Режиссер Брэд Андерсон представил фильм, похожий на те приключенческие романы, которые мы в детстве читали до самой темноты, а потом еще долго не могли уснуть – настолько страшноватая история завладевала нами. Таким книжкам были простительны простенькая мораль, рояли в кустах и шероховатости стиля. «Обитель», конечно, недетская история, но ведь и мы теперь большие мальчики и девочки, верно?

 

 

 

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!