Человек — швейцарский нож — мертвый Поттер

— Ты должен вспомнить свою жизнь.

— Ясно. Что такое жизнь?

Главный герой фильма  «Человек швейцарский нож» – Хэнк (Пол Дано), неуверенный в себе, ранимый и чувствительный парень, был выброшен на «необитаемый» остров в Тихом океане. Новоявленный Робинзон уже хотел было свести счеты с жизнью, но увидел на пляже труп (Дэниел Рэдклифф), который, как выяснилось, способен разговаривать. Тот помог ему добраться до другого островка, где персонажи (а их в фильме всего двое – человек и труп) пытаются выжить, используя «сверхспособности» мертвеца. «Ты, как швейцарский нож. На все случаи жизни. И поможешь мне добраться домой», — сказал Хэнк своему новому другу Мэни. И на протяжении полутора часов экранного времени мы видели все, на что способен новоявленный зомби.

Герой использует мертвеца в качестве питьевой колонки, компаса, аквабайка… И нужно отметить, что фильм насыщен откровенными и даже тошнотворными физиологическими подробностями, от обилия которых автор долго не мог переварить впечатления.  «Твой пенис – это суперкомпас. Он может указать нам дорогу домой», — звучит одна из реплик фильма.

Первое, что вспоминается при просмотре – известная картина Роберта Земекиса «Изгой».  Там уже другой Робинзон, герой Тома Хэнкса, страдая от одиночества, ведет диалог с мячом, раскрашенным собственной кровью. Казалось бы, здесь трупу тоже отведена роль воображаемого друга, дабы одинокий путешественник мог удовлетворить потребность в человеческом общении. Однако с развитием сюжета приходит понимание, что здесь все не так просто. На первый план в фильме выходит не проблема физического выживания, а потребность героя в признании и поддержке. То же выживание, но, скорее, моральное. Быть может, и не было необитаемого острова, лодки и шторма, а один аутсайдер всего лишь бродил в окрестностях города, зайдя на пустынный пляж, нашел труп, а дальнейшее действие происходило в его голове.  Мэни – альтер-эго самого Хэнка, куда отчаявшийся от одиночества герой поместил часть своего сознания. Так или иначе, однозначного ответа фильм не дает, а представляет нам довольно оригинальную и нестандартную идею. Само повествование разворачивается в удивительном художественном пространстве, где Хэнк рассказывает другу, как преодолеть свой страх, понравиться девушке, вести себя в обществе. В процессе диалога зрителю раскрывается мир его эмоций, чувств, переживаний.  Говорящий труп помогает Хэнку лучше понять себя и разрешить собственные противоречия, его внутренний конфликт.

Сцена за сценой они учатся понимать друг друга, а как только Хэнк знакомит своего альтер-эго с понравившейся девушкой (приняв сам ее образ) повествование приобретает вид путешествия. И это путешествие складывается из нарезки тех бесконечных кадров, в которых они будто бы смотрят кино, едут в автобусе, гуляют, фотографируются. Герой борется за жизнь? Однозначно да, но не за прежнюю жизнь аутсайдера. За настоящую осознанную жизнь, в которой важно любить и быть любимым. В одном из интервью актеры признаются, что это фильм о связях, о том, как их выстраивать, как мы учимся давать и принимать любовь. Однако, помимо всего прочего, здесь проскальзывает идея о принятии самого себя,  что авторы передают в финале в довольно слащавой и чрезмерно мелодраматической форме. Такое окончание фильма слегка разочаровало.

Фильмы с участием Дэниела Рэдклиффа всегда пользовались повышенным зрительским спросом. Однако из-за его культовой роли подростка-волшебника мало какие роли ему удавалось исполнить, абстрагируясь от своего привычного амплуа Гарри Поттера (исключение здесь, пожалуй, составляет  фильм «Женщина в черном»). Но эта драма, исполненная в комическом ключе, показала нам совершенно нового Рэдклиффа, чья игра усилила художественную выразительность фильма. Каждая его неподвижная поза выражает определенную эмоцию.

Сложно было представить, что из такой нестандартной задумки может получиться экранное зрелище, лишенное чернухи. Однако мы видим фильм, где благодаря трупу главный герой изменился и стал лучшим человеком.  Несмотря на определенную слащавость, картина не лишена доброты, остроумия и черного юмора. Слишком редкое сочетание для современного кинематографа, чтобы пропускать.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!