Т2 Трейнспоттинг — Выбери жизнь!

Не мне вам говорить, чем для конца девяностых и начала нулевых являлся второй полноценный фильм Дэнни Бойла под названием «На игле». Там, где многие сейчас бы ожидали увидеть морализаторство и наставничество, молодой британец представил безудержный драйв из обличительного цинизма и бытового ужаса. Это было просто невероятно: кино о наркотиках и наркоманах, полное жизни, которое не смог превзойти даже Даррен Аронофски со своим «Реквием по мечте» 5 лет спустя. Зачем такой яркой картине продолжение, да еще по прошествии такого количества времени – вопрос, которым задавался явно не один киноман. Однако за всю свою фильмографию Бойл если чему-то и научил своего зрителя, так это тому, что ему можно и нужно доверять.

Заполучив в свои руки стартовый капитал из 12 тысяч, Рентон (Юэн МакГрегор) действительно сумел вырваться из той выгребной ямы, куда его затянуло плохое окружение и желание пробовать что-то новое и запретное. Но неожиданные проблемы со здоровьем, появившиеся прямо во время тренировки в спортзале, заставляют уже немолодого героя вернуться на улицы родного Эдинбурга, дабы встретиться с призраками прошлого и понять, чего он хочет от своей жизни. Правда, бывшие друзья отнюдь не настроены предаваться приятным воспоминаниям: кто-то сидит в тюрьме и строит планы побега, другому по наследству достался провинциальный бар, в котором никто почти не бывает и приходиться заниматься шантажом, дабы сводить концы с концами, а третий по-прежнему не может слезть со злосчастной иглы, ибо, на фоне постоянно меняющегося мира, героин единственная вещь, которая никогда не подводит.

Если проводить самые простые и близлежащие аналогии, то «T2 Трейнспоттинг» больше всего напоминает идеальный вечер встречи выпускников, которого у вас никогда не было. Сделав максимально антисоциальный слой населения вашим лучшим приятелем, британский постановщик двадцать лет спустя говорит, что у этого поколения «прожигателей жизни» все еще есть поводы для рефлексии и циничных замечаний миру, заменивших один наркотик другим. При этом важно сказать, что условный первоисточник под названием «Порно» здесь присутствует на самом деле лишь как повод для создания ленты, а основной сюжет вертится вокруг совсем другой аферы. И это, конечно, правильно, потому что в современном 2017-м году трудно шокировать человека с широкополосным доступом в интернет и встроенным в браузер анонимайзером. Именно поэтому данное кино еще больше комедия, чем первая часть.

Но берет фильм не только этим, а еще удивительно тонкой и местами неподражаемой игрой Бойла на ностальгии. То есть хваленые «лор», «фан-сервис» и «отсылки» это не просто игра на публику и фанатов, они так же важны для повествования, как сами герои. Отдельно стоит обратить внимание и на то, как временами режиссер выстраивает сцены. Распрощавшись с отточенной филигранностью «Стива Джобса», где надо было обязательно попадать в пулеметный ритм диалогов Соркина, здесь у лауреата премии Оскар иногда натурально творится хаос и нарочная небрежность монтажа, как будто человек за камерой сам немного находится под хмурым. От этого итоговый эффект от просмотра вполне легко можно сравнить с небольшим опьянением, которое отлично продлевается после переслушивания идеально подобранного саундтрека. Хотя последний вряд ли сыскает такую же славу обожания и культа, как это было с первым «Trainspotting».

Тем не менее, войти в одну реку дважды британцу, без сомнений, удалось. Начинающаяся как ностальгическая прогулка, к финалу лента превращается в настоящий кошмар для того самого поколения, которому было посвящено. Из-за этого в итоге для молодых «На игле 2» останется приятной комедией, а для людей постарше ужасным тезисом беспристрастного фатализма о том, что самая главная гонка в твоей жизни в итоге не сдвинула тебя с места ни на метр. Но самое ужасное не это, а то, что скорее всего Рентон, Рыжий, Кайфолом и Берби так никогда и не смогут добраться до третьего «Трейнспойтинга», ведь что в 1995-м, что в 2017-м каждый раз следуя заветам современного потребительского общества и выбирая жизнь, ты поступаешь ровно наоборот.